Предыдущая Следующая
168
Пелам»),
где должна была быть показана вся Россия — от декабристского Союза
Благоденствия до притонов лесных разбойников. Одновременно он начинает повесть
из римской жизни (возможно, этот загадочный замысел следует связать с давним
замыслом написать произведение о Христе). Пушкина интересовали судьбы
европейской цивилизации: он читал французских историков, открывших в прошлом
Европы эпохи феодализма классовую борьбу и корни французской революции XVIII
в., сам хотел написать историю французской революции и начал два произведения,
которые должны были охватить буржуазную эпоху от ее истоков до современности.
Первое — сцены из большой исторической драмы (после смерти Пушкина были
опубликованы под названием «Сцены из рыцарских времен»), которые потом
Чернышевский считал лучшим созданием Пушкина. Второе — повесть «Марья Шонинг» —
трагическая история нищеты и унижения. В это же время он работал над драмой из
русской народной жизни «Русалка». Замыслы буквально переполняли его, и он щедро
делился ими. Так, он набросал план комедии о человеке, которого приняли в
провинции за важного чиновника, и уступил его Гоголю. Гоголь написал
«Ревизора». Потом он уступил Гоголю замысел «Мертвых душ».
Этот обширный — и не исчерпанный в нашем перечне — список задуманного,
начатого, обдумываемого, отложенного, оставленного для новых нахлынувших работ
свидетельствует о творческом подъеме Пушкина-художника в эти годы. И конечно,
старая романтическая идея, согласно которой в душе поэта живут два прямо
противоположных один другому человека: погруженный в обычную жизнь и
подавленный ею «обычный» человек и парящий над бытом гений, — ничего не
объяснит нам в душевной жизни Пушкина. Нет, Пушкин был человек в поэзии и поэт
в жизни.
Современная археология знает такой метод: аэронаблюдение и аэрофотосъемку. При
этом с объектами, которые археолог наблюдал и исследовал с земли, порой
происходит чудесное превращение: то, что при наземном взгляде казалось
беспорядочной грудой камней или остатками разбросанных, не связанных между
собой зданий, вдруг предстает частями единого плана, приобретает ритм и смысл
единого замысла.
Рассматривая завершенные и незавершенные труды Пушкина последних трех лет его
жизни, мы поражаемся, с одной стороны, их богатству, а с другой — разнообразию
и даже, как может показаться, пестроте. Трудно связать воедино драму из
народной жизни «Русалка» и начало авантюрно-фантастической поэмы из испанской
жизни на сюжет романа Я. Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагоссе» (отрывок
«Альфонс садится на коня...») или сцены из жизни западноевропейского
средневековья и современный роман, действие которого развертывается на Кавказе.
Однако стоит применить метод «аэрофотосъемки», и все эти разрозненные фрагменты
складываются в единство, объединяясь общим обдуманным планом. Это — грандиозная
картина мировой цивилизации как некоего единого потока. Пушкина интересуют
моменты исторических катаклизмов, трагических конфликтов, через которые властно
пробивает себе путь идея гуманности. Прогресс мыслится как очеловечение
истории, торжество культурного и духовного начал над насилием и грубой
материальностью власти. Предыдущая Следующая
|