Предыдущая Следующая
________________________
1 Баратынский Е. А. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М.,
1987. С. 270.
2 Московский пушкинист. М., 1927. Вып. 1. С. 24.
167
Пушкина
высоким смыслом и давала ему удивительную душевную силу. Жизнь пыталась его
сломить — он преображал ее в своей душе в мир, проникнутый драматизмом и
гармонией и освещенный мудрой ясностью авторского взгляда. Только восстановив
день за днем полную трагизма и безысходности реальность пушкинского
существования последних лет, можно оценить в полной мере ясность, простоту и
спокойствие его творчества этих лет.
«Покоя и воли» не было; казалось, что все было против Пушкина, но напор
творческой энергии был сильнее внешних обстоятельств и преображал их.
В трудные для Пушкина 1833—1836 гг. творчество его достигает предельной
интенсивности. Он создает поэмы «Анджело», «Медный всадник» (1833), лучшие свои
прозаические произведения: «Дубровский» (1832—1833), «Пиковая дама» (1833),
«Египетские ночи» (1835), «Капитанская дочка» (1833—1836), самые значительные
лирические стихотворения: «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце
просит...» (1834), «Песни западных славян» (1834), «Полководец», «Вновь я
посетил...», «Пир Петра Первого», «Когда владыка ассирийский...» (1835),
«Мирская власть», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...»,
«Когда за городом, задумчив, я брожу...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»
(1836). В 1836 г.
он начал издавать журнал «Современник», критический отдел которого в
значительной мере заполнялся его статьями. Исключительно интенсивной была
работа Пушкина как историка: он написал «Историю Пугачева», работал над
историей Петра I (этот труд был для него особенно важным: когда Пушкин подал
просьбу об отставке с твердым намерением порвать с Петербургом и уехать в
деревню, достаточно было Николаю I пригрозить, что он закроет ему доступ в
архивы и тем сделает продолжение исследования невозможным, как Пушкин тотчас же
взял просьбу обратно — все страдания петербургской жизни отступали на второй
план перед потерей возможности продолжать этот труд).
Однако напряжение творческой мысли проявлялось не только в количестве
написанного, но и в быстроте мысли. В периоды творческого подъема, в минуты,
когда «мысли в голове волнуются в отваге», сознание Пушкина работало с
баснословной скоростью. В эти периоды замыслы сменялись новыми замыслами, мысль
обгоняла возможность воплощения. Памятниками таких напряженных полос творческой
жизни оставались планы, наброски, замыслы обширных трудов и незавершенные
произведения. Они не оканчивались, потому что творческая мысль спешила дальше,
оставляя их позади, как недостроенные дворцы, создатель которых увлечен новыми,
более грандиозными планами. По количеству и размаху незавершенных трудов можно
судить о том вдохновенном напряжении, в котором Пушкин находился в эти годы. Им
владеет мысль о большом романе со сложным приключенческим сюжетом, позволяющим
показать разные слои русского общества, — задуман «Роман на Кавказских водах»,
произведение, которое, возможно, предвосхитило бы «Героя нашего времени». В
1834—1836 гг. он обдумывает большой авантюрно-психологический роман (рабочее
черновое название «Русский Предыдущая Следующая
|