Предыдущая Следующая
169
Идея
историзма занимала Пушкина еще с середины 1820-х гг. Но тогда история как
носитель прогрессивного начала воплощалась в государственности и идеальном ее
представителе Петре I. Притязания отдельной личности на счастье и
самостоятельное от истории бытие казались романтическим эгоизмом и безусловно
отвергались. В «Полтаве» и добрые герои, как Кочубей и Искра, и злодеи вроде
Мазепы обречены историей на забвение, ибо все они руководствовались личными,
человеческими побуждениями:
Прошло сто лет, и что осталось
От сильных, гордых сих мужей... (V, 63)
История сохраняет память лишь о тех, кто без остатка сливает себя с нею.
Исчезая как отдельная личность, они обретают историческое бессмертие:
В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе (V, 63).
Сейчас история мыслится Пушкиным не как нечто противоположное личности, а как
живая цепь живых человеческих жизней. История — это поколение простых,
«неисторических» личностей, это цепочка, в которой могилы предков, хоровод
взявшихся за руки живых и колыбели детей составляют единый круг бессмертия.
Прогресс заключается в накоплении памяти человечества, то есть культуры, и в
духовном росте отдельного человека. Отсюда интерес позднего Пушкина к истории,
которая проявляется в дневниках частных людей, эпизодах живой жизни различных
эпох. Он собирает исторические анекдоты из русской жизни XVIII века, ведет
дневник, создавая бытовую хронику придворной и петербургской жизни. Пафос
культуры во всем богатстве ее исторического существования и пафос духовной
значительности отдельного человека объединяют разнообразные замыслы последнего
периода.
Гордое сознание того, что не власть и сила, а дух и культура дают бессмертие,
продиктовало Пушкину стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»,
ставшее его поэтическим завещанием1.
В творчестве Пушкина 1830-х гг. переплетаются две основные темы: тема Петра I и
тема крестьянского бунта. В их сложном взаимодействии раскрывается своеобразие
пушкинского взгляда на историю. Тема крестьянского восстания появляется в
черновых набросках «Истории села Горюхина» и делается центральным объектом
художественного внимания в повести «Дубровский».
Развивая идеи дворянской революционности, Пушкин полагал, что передовой
дворянин является естественным союзником народа, а русское дворянство, теряющее
с каждым десятилетием свои социальные привилегии, но хранящее вековой опыт
сопротивления самодержавию, — сила революцион-
________________________
1 Свод данных об изучении этого стихотворения и истолкование текста см.:
Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «Я памятник себе воздвиг...»: Проблемы его
изучения. Л., 1967. Предыдущая Следующая
|