Предыдущая Следующая
817
Длящаяся
стихия так же находится вне нормального времени, как и мгновенная: это
остановленное вневременное мгновение. Такой же признак приписывается и сну.
Поэтому пронизывание быта стихией проявляется как «жизнь, тянущаяся по законам
сна». Во-вторых, образы стихий складываются у Достоевского в единую систему.
3.1. Синхронная система стихий у Достоевского строится таким образом, что
воздух, вода и огонь противопоставляются земле, которая занимает в этой
структуре центральное положение. Земля наделена признаками устойчивости и
недвижности. В противоположность ей остальные стихии — подвижные начала,
которые, проникая в человеческую жизнь, разрушают ее, несут гибель или
страдания. Огонь (пожар) — губящая сила в «Господине Прохарчине» и «Бесах» (ср.
отношение Достоевского к петербургскому наводнению); Холод — убивающий в
«Мальчике у Христа на елке»; ср. тему «холод — нищета» в «Бедных людях»,
«Зимних заметках о летних впечатлениях» и др.; Вода — утонувший ребенок и
женщина-самоубийца в «Преступлении и наказании»; ср. образ «мокрого снега»
(холод + ветер + вода), появляющийся в кризисные моменты жизни героя
(«Двойник», «Записки из подполья»).
3.2.1. Оппозиция: «Земля — Вода» интерпретируется, в частности, как антитеза
реального и мнимого, кажущегося. Разновидностями инварианта воды являются все
жидкие стихии: болото, мокрый снег, грязь (здесь Достоевский совпадает с
представлениями славянского фольклора, трактующего все эти начала как нечистые,
дьявольские, связанные с бесовством). Антитеза «Земля — Вода (болото, мокрый
снег, грязь)» интерпретируется как противопоставление «Россия (почва) —
Петербург».
3.2.2. Оппозиция: «Земля — Воздух (ветер, вьюга, морозный пар, дым, туман)».
Соединение в семантике тумана и мерзлого пара, зыбкости воздуха и текучести
воды позволяет и их интерпретировать как образы Петербурга. Ср. пророчество: «А
что как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе этот
гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым» («Подросток»).
Воздух противостоит воде как более подвижная стихия, что выделяет признаки
направленности — ненаправленности движения. Направленному движению воды (ср.:
«Невы державное теченье» — Пушкин; устойчивая культурная метафора: река —
время, «Река времен в своем теченье...» — Державин) противостоит вихревое,
коловратное движение ветра, что, также в духе фольклорной символики, усвоенной
и Пушкиным, трактуется как бесовство, сбивание с пути. Путь принадлежит земле,
бесы — воздуху (воздух в этих контекстах — не небо, а скорее его антоним).
3.2.3. «Земля — Огонь». Из всех разрушительных стихий в огне в наибольшей мере
выделены признаки мгновенности, эсхатологизма, что ориентирует этот образ, с
одной стороны, на Апокалипсис, а с другой — на «русский бунт».
3.3. Образ Земли противостоит разрушительным стихиям как благодатная сила
(Земля — Богородица в «Бесах»; ср. образ Антея, спроецированный на Алешу
Карамазова в главе «Кана Галилейская»). Противополагаясь Воде как «твердь».
Земля получает признаки, в культурной традиции присвоенные Небу Предыдущая Следующая
|