Предыдущая Следующая
818
(ср.:
«Твердь есть небо воздушное» — Церковный словарь П. Алексеева, часть V. Спб,
1819. С. 8), признаки идеального бытия. Это позволяет создать синтезирующий
образ земли и небесного купола в «Кане Галилейской»; ср. также мифологический
пласт в широком спектре значений термина «почвенничество».
4. Герой Пушкина живет в бытовом мире, лишь спорадически, в кризисные моменты
бытия соприкасаясь со стихиями; герой Достоевского погружен в мир борения быта
и стихий, герой Блока живет среди стихий. То, что было катастрофой, антижизнью,
сделалось жизненной нормой и совпало с поэтическим идеалом. Бытовое
пространство стало восприниматься как пространство смерти, стихия — как пространство
жизни или приобщения к сверхличной жизни через личную смерть.
4.1. Тенденции, получившие в творчестве Блока вершинное выражение, в
интересующем нас аспекте присущи символизму как целому. В системе символизма
уже в 1890-е гг. (под влиянием поэзии Тютчева и Ап. Григорьева, отчасти —
философии и прозы Л. Толстого, философии Шопенгауэра, Ницше и Вагнера)
происходит переоценка всей структуры понятия «стихия». Стихийное начало
реабилитируется. Образы стихий становятся доминантами, входят в основные противопоставления
символистской картины мира. Создается целостная мифология стихий, одной из
отличительных особенностей которой является стремление к синтезу.
4.2. В силу специфики символистской поэтики, с одной стороны, и тенденции
реалистического текста к множественности прочтений (см. пункт 1.2) — с другой,
создается система «неомифологических» ключей к прочтению Пушкина, Гоголя,
Достоевского, Толстого. Возникает механизм осмысления образов творчества этих
писателей как мифологем, сознательная игра такими образами. Ориентация на
Пушкина и Достоевского вызывает к жизни специфические литературные мифы
символизма: миф о стихиях в истории («Петр и Алексей»), мифологию подполья и
стихий души («Мелкий бес»).
5. В сознании Блока основу его творчества составляет единый мифопоэтический
комплекс, в котором Достоевскому отводится особое место. «Мифология стихий» у
Блока колеблется между двумя системами истолкований. Первая, яснее выраженная у
раннего Блока и тяготеющая к философии Вл. Соловьева, строится как триада: исходная
гармония — «страшный мир» — конечный синтез стихий земли и неба. Вторая
включает в себя представление о бесконечном космическом борении стихий музыки
(динамики, страстей, духа = огня, ветра, воды) и косности (цивилизации,
стагнации, мещанства, материи), что, в конечном счете, сводится к антитезе
жизни-стихии и псевдожизни, механического существования, смерти. В обеих
системах дисгармония, оцениваясь по-разному, занимает существенное
конструктивное место. Творчество и имя Достоевского становится для Блока
знаком-символом. А поскольку дисгармония в обеих системах связывается с
динамическим, стихийным началом, сам Достоевский делается для Блока не автором
книг, не условным обозначением собрания сочинений, а одной из основополагающих
стихий русской жизни и — через нее — мировой музыки.
5.1. В свете первой концепции творчество Достоевского связывается с
противоречивой оценкой Земли. Приобщение Земле для блоковских героев,
819
восходящих через князя Мышкина к «невоскресшему Христу», есть «вочеловечение»,
которое парадоксально ведет их не к вхождению в быт, а к выходу из него в мир
стихий (такое осознание пути имеет для Блока и автобиографическое значение).
Для героинь же, архетипически восходящих к Настасье Филипповне и другим
героиням Достоевского, а также к Магдалине, «нисхождение» на Землю есть
падение, включение в мир страстей и стихий — в «страшный мир».
5.2. Вторая поэтическая концепция снимает конечность космологического мышления:
становление делается вечной сущностью бытия, а погруженность в стихии — его
высшим проявлением. Всякая победа динамического, стихийного начала над
статическим воспринимается как победа (ср. радость Блока по поводу гибели
«Титаника»). Ср. образы «мирового ветра» («Катилина», «Двенадцать»), «мирового
океана» («Роза и Крест»), «мирового пожара» («Двенадцать», «Михаил
Александрович Бакунин» и др.). Такое развитие можно интерпретировать как
динамику от Пифагора к Гераклиту или от Соловьева к Достоевскому.
1983 Предыдущая Следующая
|