Предыдущая Следующая
Описание
танца в строфе XLIII композиционно завершает описание начала именин: «Шум,
хохот, давка у порога» (5, XXV, 12) — «треск, топот
665
грохот»,
связывая всю эту картину с дьявольским шабашем сна Татьяны, что в целом бросает
совершенно новый отсвет на, казалось бы, идиллический быт провинциального мира.
Связь сна и бала была отмечена еще современной П критикой: «Из мира карикатур
мечтательных Поэт переносит нас в мир карикатур существенных», — писал критик
«Сына Отечества» (1828. Ч. 118. № 7). Инфернальный облик каждодневного
поместного быта, подготовляя возможность трагической развязки, не снимал вместе
с тем возможности с другой точки зрения осмыслять эту же жизнь как идиллию. Однако
он раскрывал возможность того, что в недрах этого быта, между куплетами Трике и
мазуркой Буянова, созревает убийство Ленского и обстоятельства, разбившие жизнь
Татьяны.
Строфа XLIII имела и другой смысл: она, видимо, была тесно связана с параллелью
между ЕО и «Илиадой». Откровенно грубое сравнение девушки с кобылицей восходило
к оде Анакреона «К африканской кобылице», подражание которой П написал в 1826 г. («Кобылица
молодая...» — III, 107). Образ манежного корда и мазурочного круга также
находит параллель:
В мерный круг твой бег направлю... (III, 107)
Полемическое по отношению к классицизму восприятие античной поэзии как
простонародной имело, однако, и другой смысл: Кюхельбекер в уже неоднократно
цитировавшейся статье писал, что характер разочарованного человека, «отжившего
для всего брюзги», размножившегося в литературе в образах, «которые слабы и не
дорисованы в „Пленнике" и в элегиях Пушкина», «далеко не стоят Ахилла
Гомерова, ниже Ариостова Роланда» (Кюхельбекер-1. С. 457). Полемическое окончание
картины бала в стиле Гомера имело тот же смысл, что и начало в духе Ломоносова.
XLIII. XLIV, 7 — Какой-то пошлый мадригал... — Пошлый здесь: «обыкновенный,
ничем не примечательный, заурядный» (Словарь языка П. Т. 3. С. 626); мадригал —
см. с. 636, здесь: комплимент. Предыдущая Следующая
|