Предыдущая Следующая
540
а из холодного оружия — сабля <...> Поезд наш состоял из трех кибиток. В
первой сидели я, брат и отец, во второй тетушка с сестрою, в третьей повар с
горничными девушками и со всеми запасами для стола: провизиею, кастрюлями и
проч., и, наконец, сзади всех ехали сани с овсом для продовольствия в дороге
лошадей. Это был обычный порядок путешествия наших <...> Разумеется такие
путешествия обходились недорого, так что 20 или много 25 рублей ассигнациями,
т. е. менее 7 рублей нынешним серебром, на 4-х тройках достаточно было доехать
до Нижнего — это от нас около 500 верст, а может и более» (Селиванов. С.
145—147). Хозяйственная мать Татьяны, страшившаяся «прогонов дорогих», видимо,
понесла такие же расходы.
Представления о размерах «поездки» при езде «на долгих» дает С. Т. Аксаков: «Мы
едем-с в трех каретах, в двух колясках и в двадцати повозках; всего двадцать
пять экипажей-с; господ и служителей находятся двадцать две персоны; до сотни
берем лошадей» (Аксаков С. Т. Собр. соч. М., 1955. С. 423). Хозяйственная
Ларина путешествовала, видимо, несколько скромнее.
При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку с
помощью «сельских циклопов», благословлявших «колеи и рвы отеческой земли» (7,
XXXIV, 13—14), делалась обычной деталью дорожного быта. «Коляска моя была
куплена у великого Фребелиуса, знаменитейшего из петербургских каретных
мастеров, которые одни умеют приготовлять оси, рессоры и подтяжные ремни,
способные выдерживать в продолжение недели всякого рода удары, толчки и
подпрыгивания на русских дорогах <...> „Наши русские дороги, — сказал мне
один очень любезный житель Петербурга, — коверкают в сорок восемь часов экипажи
французские, английские и венские, но щадят наши национальные экипажи в течение
восьми дней нашей беспримерной скачки — а это много". В силу этого
предвещания, я и ожидал на восьмой день какой-нибудь беды. Она не заставила
ждать себя: произведение „великого" Фребелиуса, моя петербургская коляска
сломалась перед самой станцией, к которой я подъехал уже в наклонном положении»
(Бургоэн П. де. Воспоминания французского дипломата при С.-Петербургском дворе.
1828—1831 гг. // Военный сб. СПб., 1866. Т. 48. С. 190).
В 1820-е гг. начали входить в употребление также дилижансы — общественные
кареты, ходящие по расписанию. Первая компания дилижансов, ходивших между
Петербургом и Москвою, была организована в 1820 г. вельможами М. С.
Воронцовым и А. С. Меншиковым не только из коммерческих, но также из
либерально-цивилизаторских побуждений. Начинание имело успех; Меншиков 27
февраля 1821 г.
писал Воронцову: «Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много,
отправление исправное» (цит. по: Тургенев. С. 444). Дилижансы брали зимой по 4
пассажира, летом — 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и
снаружи (60—75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4—4,5
суток.
Однако основным средством передвижения все же оставались карета, бричка, возок,
телега; зимой — сани.
541 Предыдущая Следующая
|