Предыдущая Следующая
Средства передвижения. Дорога.
Передвижения
занимают в ЕО исключительно большое место: действие романа начинается в
Петербурге, затем герой едет в Псковскую губернию, в деревню дяди. Оттуда
действие переносится в Москву, куда героиня отправляется «на ярмарку невест», с
тем чтобы в дальнейшем переехать с мужем в его петербургский дом. Онегин за это
время совершает поездку по маршруту Москва — Нижний Новгород — Астрахань —
Военно-Грузинская дорога и Закавказье (?) — северокавказские минеральные
источники — Крым — Одесса — Петербург. Чувство пространства, расстояний,
сочетание дома и дороги, домашнего, устойчивого и дорожного, подвижного быта
составляют важную часть внутреннего мира пушкинского романа. Существенными
элементами пространственного чувства человека являются способ и скорость его
передвижения. Тютчев, впервые проехав по Европе по железной дороге, отметил,
что пространство сжалось, промежутки между городами сократились, а города
сблизились: «Можно переноситься к одним, не расставаясь с другими. Города
подают друг другу руку» (Старина и новизна. СПб., 1914. Кн. 18. С. 20). Именно
малые (для нас) скорости и длительность передвижений связывали образ России с
темой дороги, что так характерно для литературы пушкинского и гоголевского периодов.
Карета — основное средство передвижения в XVIII — начале XIX в. — являлась и
мерилом социального достоинства.
Все оттенки «почтовых» значений были понятны читателям ЕО. В первой главе
Онегин спешит на бал «в ямской карете» (XXVII, S). Содержать своего кучера и
собственную карету с лошадьми в Петербурге было дорого. В 1830-е гг. П— отец и
муж, известный литератор, вынужденный светским положением к частым выездам, —
не держал лошадей, а имел только карету. Лошадей нанимали. Четверка приходилась
для разъезда по городу по 300 руб. в месяц (в 1836 г.). Извозчикам или
кучерам платили отдельно. «Последнюю карету поставил Пушкину в июне 1836 года
мастер Дриттенпрейс за 4150 руб. (с городским и дорожным прибором)» (Щеголев П;
Пушкин и мужики. М., 1928. С. 172). Не имея собственного выезда, Онегин нанимал
ямскую карету. Такую карету можно было взять на извозчичьей бирже на день. «Не
таков (как „Ванюшка") извозчик-лихач. Не кочует он по улицам порожняком,
не выезжает на промысел ни свет ни заря, не морит себя, стоя до полуночи из-за
гривенника <...> седоки лихача показываются не ранее полудня» (Кокорев И.
Т. Русские очерки. М., 1956. Т. 1. С. 357).
Способ передвижения соответствовал общественному положению. Начало этому было
положено петровской «Табелью о рангах», которая требовала, «чтоб каждый такой
наряд, экипаж <...> имел, как чин и характер его требует» (Памятники
русского права. М., 1961. Вып. 8. С. 190; характер — здесь: положение). Разница
в экипажах, количестве и цене лошадей и в пушкинскую эпоху образовывала сложную
иерархию, имевшую социально-знаковый характер:
Пустилися к нему купцы на бегунах, Художники (ремесленники. — Ю. Л.) пешком,
приказные в санях,
Особы классные в каретах и колясках
И на извозчиках различны лица...
(Шаховской А. А. Комедии, стихотворения. Л., 1961. С. 111)
539
Стремглав <...> поскакал (7, XXVII, 3—4) — в допетровской Руси признаком
важности пассажира была медленная езда. В послепетровском обществе знаками
достоинства сделалась и слишком быстрая (признак «государственного» человека),
и слишком медленная езда (признак вельможества). В Москве ездили медленнее, чем
в Петербурге. Однако еще в XVIII в. установилась общеевропейская «щегольская»
мода очень быстрой езды по людным улицам города.
Количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. В
1820-е гг. «двойные фонари» (1, XXVII, 7) — это признак лишь дорогой,
щегольской кареты.
Летя в пыли на почтовых (7, II, 2); ...Ларина тащилась, /Боясь прогонов
дорогих, /Не на почтовых, на своих... (7, XXXV, 9—77). Езда для
путешественников, пользующихся казенными лошадьми (езда «на почтовых» или
«перекладных»), осуществлялась следующим образом: путешественник запасался
подорожной — документом, куда вносились его маршрут, чин, звание (от этого
зависело количество лошадей; неслуживший Онегин, как и П, — чиновник 13-го
класса, имел право лишь на трех лошадей; особы 1-го класса
имели право на 20 лошадей, 2-го — на 15, а 3-го — на
12). Подорожная регистрировалась на заставах; данные о выехавших или въехавших
в столицы публиковались в газетах. На почтовых станциях фельдъегери и курьеры
получали лошадей вне очереди (для них должны были иметься специальные тройки),
но, если курьерские лошади были в разгоне, забирали любых, бывших в наличии,
затем лошадей получали путешественники «по собственной надобности» в порядке
чинов. Это приводило к тому, что обычному путешественнику часто приходилось
просиживать на станциях долгое время (см. стихотворение П. А. Вяземского
«Станция»).
Обычная скорость для едущих «по своей надобности» была зимой не более 12 верст
в час, летом — не более 10, а осенью — 8. В сутки обычно проезжали 70—100
верст. На станции проезжающий «платил прогоны» — оплачивал лошадей по таксе,
которая колебалась от 8 до 10 коп. за одну лошадь на одну версту.
Ларины ехали в Москву «на своих» (или «долгих»). В этих случаях лошадей на
станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не
двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего
скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и
стоимость.
«Наконец день выезда наступил. Это было после крещенья. На дорогу нажарили
телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и
вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем
с скорлупою. Стоило разломить тесто, вынуть яичко и кушай его с калачиком на
здоровье. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и
столового приборов был изготовлен погребец. Там было все: и жестяные тарелки
для стола, ножи, вилки, ложки и столовые и чайные чашки, перечница, горчичница,
водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и проч. Кроме погребца и ящика для
харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара <...> Для обороны
от разбойников, об которых предания были еще свежи, особенно при неизбежном
переезде через страшные леса муромские, были взяты с собой два ружья, пара
пистолетов, Предыдущая Следующая
|