315 И. Л.
Панкратовой и В. Е. Хализева, эпитеты «безумные пиры», «безумная юность» не
несут отрицательной окраски); кроме того, в «Вакхической песни» Пир связывается
с мудростью и торжеством разума. Но в «маленьких трагедиях» перед нами цепь
перверсных пиров: «пир» Барона перед сундуками, «пир», за которым Сальери
убивает Моцарта, «пир», на который Дон Гуан приглашает Командора. Если в
заключении цикла должна была быть пьеса об Иисусе, то там мы стали бы, видимо,
зрителями трех пиров: Петрония, Клеопатры и тайной вечери. В «Пире во время
чумы» Дом перенесен на улицу, а пустой «бывший» Дом, вернуться в который
призывает Священник, по сути Монастырь — место уединенной печали и размышления.
Антитеза Дома и Монастыря, радости вопреки всему и высокой печали, дерзости и
покаяния остается не сведенной. Однако спор Председателя и Священника, их
напряженный диалог исключителен в контексте «маленьких трагедий» — он лишен
взаимной враждебности. Пути у них разные, воззрения антагонистические, но враг
один — смерть и страх смерти. И завершается их спор уникально: каждый как бы проникается
возможностью правоты антагониста. Священник благословляет Вальсингама: «Спаси
тебя Господь! Прости, мой сын», а Председатель, среди пира, «остается,
погруженный в глубокую задумчивость» (VII, 184)1. |
До встречи!