Предыдущая Следующая
314
есть и прямое противопоставление. Как бы аналогом Дон Гуана является
чувственная и дерзкая Луиза. В момент, когда проезжает телега с трупами, Луиза
теряет сознание, и это дает основание для знаменательной реплики Председателя:
Ага! Луизе дурно; в ней, я думал —
По языку судя, мужское сердце.
Но так-то — нежного слабей жестокой, И страх живет в душе, страстьми томимой!
(VII, 178)
Дон Гуана влечет к «тайнам гроба», но в душе его живет страх перед ними. Это то
чувство, о котором Барон говорил: «приятно и страшно вместе». Блок имел
основание интерпретировать пушкинский текст стихом: «Страх познавший Дон Жуан».
В этом отношении характерно изменение финальной сцены, которое внес Пушкин по
отношению к моцартовской опере, хорошо известной его читателям (на это знание
был рассчитан эпиграф) и служившей пушкинскому тексту своеобразным архетипом. В
опере финальная сцена дает нам Дон Жуана спокойно ужинающим, Лепорелло выходит
на стук и вбегает обратно в комнату с воплем: «А!» У Пушкина роль и ужас
Лепорелло переданы Дон Гуану.
Дон Гуан
Прощай же, до свиданья, друг мой милый. (
Уходит и вбегает опять)
А!.. (VII, 170)
В душе Дон Гуана, «страстьми томимой», «страх живет».
Вальсингам вызывает чуму на бой, потому что победил страх перед ней. Победа над
страхом дается в награду за полную свободу, которая делает для человека
опасность, борьбу и смерть результатом его собственного выбора, а не навязанных
ему извне обстоятельств. Это — порыв полной и окончательной личной свободы,
подчиняющей судьбу и обстоятельства.
Пути Председателя противопоставлен путь Священника. Р. Н. Поддубная в
интересной статье, посвященной «Пиру», утверждает, что Священник «выступает не
как идеолог религии, а как защитник гуманизма»1. Достаточно представить себе
невозможную подстановку на место Священника какого-либо гуманиста-философа,
чтобы понять необоснованность этого утверждения. Священник отвергает путь
индивидуальной свободы и указывает путь веры. Священник так же, как и Вальсингам,
призывает победить страх. Но если для Председателя свобода и торжество над
страхом смерти даются ценой победы над обстоятельствами, то Священник зовет к
победе над собой. Происходит интересная трансформация. Священник требует от
пирующих, чтобы они вернулись домой. Но дом их уже не Дом («Дома у нас
печальны»). Для Пушкина традиционно Дом связывался с Пиром (ср. во «Вновь я
посетил...» связь отеческой земли и «приятельской беседы»). Пир имел высокое
значение и связан был со святыней дружбы и радостью (вопреки мнению
______________________
1 Поддубная Р. Н. «Пир во время чумы» А. С. Пушкина: Опыт целостного анализа
идейно-художественной структуры // Studia Rossica Posnaniensia. 1979. Т. 8. Р.
29. Предыдущая Следующая
|