Предыдущая Следующая
297
Пугачев
одновременно и появляется из бурана, и спасает от бурана синева. Соответственно
в повести он связывается то с первым («стихийным»), то с третьим
(«человеческим») членами парадигмы . Расщепление второго компонента на
дополнительные (т. е. совместимо-несовместимые) функции приводит в «Медном
всаднике» к чрезвычайному усложнению образа Петра: Петр вступления, Петр в
антитезе наводнению, Петр в антитезе Евгению — совершенно разные и
несовместимые, казалось бы, фигуры, соответственно трансформируют всю парадигму
и одновременно сливаются в единый многоплановый образ. Совмещение
несовместимого порождает смысловую емкость.
Таким образом, существенно, чтобы сохранился треугольник, представленный бунтом
стихий, статуей и человеком. Далее возможны различные интерпретации при
проекции этих образов в разные понятийные сферы. Возможна чисто мифологическая
проекция: вода (=огонь) — обработанный металл или камень — человек. Второй
член, например, может получать истолкования: культура, ratio, власть, город,
законы истории. Тогда первый компонент будет трансформироваться в понятия
«природа», «бессознательная стихия». Но это же может быть противопоставление
«дикой вольности» и «мертвой неволи». Столь же сложными будут отношения первого
и второго компонентов парадигмы к третьему. Здесь может актуализироваться то,
что Гоголь называл «бедным богатством» простого человека, право на жизнь и счастье которого противостоит
и буйству разбушевавшихся стихий, и «скуке», «холоду и граниту», «железной
воле» и бесчеловечному разуму. Но сквозь него может просвечивать и эгоизм,
превращающий Лизу из «Пиковой дамы» в конечном итоге в заводную куклу,
повторяющую чужой путь. Однако ни одна из этих возможностей никогда у Пушкина
не выступает как единственная. Парадигма дана во всех своих потенциально
возможных проявлениях. И именно несовместимость этих проявлений друг с другом
придает образам глубину незаконченности, возможность отвечать не только на
вопросы современников Пушкина, но и на будущие вопросы потомков.
___________________
1 Фактически Пугачев как мужицкий царь, альтернативный Екатерине II глава
государства, вовлечен и во второй семантический центр триады. Однако следует
подчеркнуть, что каждой из названных структурных позиций присуща своя поэзия
стихийного размаха — в первом случае, одическая поэзия «кумиров» — во втором,
поэзия Дома и домашнего очага — в третьем, но и в каждом конкретном случае
признак поэтичности может быть акцентирован или остаться невыделенным.
Подчеркнутая поэзия стихийности в образе Пугачева делает эту позицию для него
доминирующей. В образе Екатерины II, совмещающем вторую и третью позиции,
поэтизация почти отсутствует. Пушкин виртуозно владеет поэтическими
возможностями всех трех позиций и часто строит конфликт на их столкновении.
Так, в «Пире во время чумы» поэзия стихии (чума, которая приравнивается к бою,
урагану и буре) сталкивается с поэзией разрушенного очага и суровой поэзией
долга. Игра совпадением-несовпадением структурных позиций и присущих им
поэтических ореолов создает огромные смысловые возможности. Так, «домашние»
интонации царя (Александра I) в «Медном всаднике» в сопоставлении с домашними
же интонациями в описании Евгения и одической стилистикой Петра I создают
впечатление «царственного бессилия». Предыдущая Следующая
|