Предыдущая Следующая
298
Подключение
к исследуемой системе противопоставлений других важнейших для Пушкина
оппозиций: живое — мертвое, человеческое — бесчеловечное, подвижное —
неподвижное в самых различных сочетаниях1, наконец, «скользящая» возможность
перемещения авторской точки зрения — также аксиологический критерий. Достаточно
представить себе Пушкина, смотрящего на празднике лицейской годовщины 19
октября 1828 г.,
как тот же Яковлев-«паяс», который до этого «очень похоже» изображал петербургское
наводнение, «представлял восковую персону»2, то есть статую Петра (вне всякого
сомнения, комизм игры Яковлева был в сочетании неподвижности с движением),
чтобы понять возможность очень сложных распределений комического и трагического
в пределах данной парадигмы.
Контрастно-динамическая поэтика Пушкина определяла не только жизненность его
художественных созданий, но и глубину его мысли, до сих пор позволяющей видеть
в нем не только гениального художника, но и величайшего мыслителя.
______________________
1 Кроме «естественного» сочетания «живое—движущееся—человечное» возможно и
перверсное «мертвое—движущееся—бесчеловечное». Приобретая образ «движущегося
мертвеца», второй член может получать признак иррациональности, слепой и
бесчеловечной закономерности — тогда признак рационального получают простые
«человеческие» идеалы третьего члена парадигмы Таким образом, одна и та же
фигура (например, Петр в «Медном всаднике») может в одной оппозиции выступать
как носитель рационального, а в другой — иррационального начала А то или иное
реальное историческое движение — размещаться в первой и третьей позициях (ср.
образ Архипа в «Дубровском» и слова из письма Пушкину его приятеля Н М.
Коншина, бывшего свидетелем бунта в Новгородских поселениях: «Как свиреп в своем
ожесточении добрый народ русской' жалеют и истязают, величают вашими
высокоблагородиями и бьют дубинами, и это все вместе» — XIV, 216). Коншин
увидел в этом лишь то, что в народе «не видно ни искры здравого смысла» (Там
же). Для Пушкина же раскрылась глубокая противоречивость реальных исторических
сил, «уловить» которые можно лишь с помощью той предельно гибкой, включающей, а
не снимающей контрасты модели, которую способно построить подлинное искусство.
2 Рукою Пушкина М , Л , 1935 С 734 Соотношение «представлений» Яковлева с
замыслом «Медного всадника» кажется очевидным, однако не в том смысле, что
Яковлев дал Пушкину своей игрой идею поэмы, а в противоположном; созревавшая в
сознании Пушкина историко-культурная парадигма определила превращение «сценок»
Яковлева в толчок мысли поэта, подобно тому как она определила истолкование им
«Последнего дня Помпеи» Брюллова. Предыдущая Следующая
|