Предыдущая Следующая
296
очеркивается
в коллизии «Евгений — Нева», и при столкновении его с Медным всадником:
...видит лодку; Он к ней бежит... (V, 144).
Знакомой улицей бежит... (V, 144)
Изнемогая от мучений,
Бежит... (V, 144)
И вдруг стремглав
Бежать пустился. (V, 148)
И он по площади пустой
Бежит... (V, 148)
Однако
большая активность «кумира» в «Медном всаднике» связана и с активизацией
поведения «человека», попыткой Евгения протестовать.
Последняя интересная трансформация триады встречается нам в «Сценах из
рыцарских времен». Здесь стихия представлена народным бунтом, власть — металлом
лат и доспехов рыцарей и камнем их замков. Человеческое начало воплощено в
поэте (resp. ученом) — личности, ищущей свое место в борьбе «натиска
пламенного» и «отпора сурового». В этом варианте исторической парадигмы стихия
показана как бессильная перед железом и камнем (бессилие стихии бунта вассалов
против железных рыцарских панцирей и камня их замков). Одновременно эти
последние символизируют наиболее косное, лишенное всякого движения историческое
начало. Возможность башен «взлететь на воздух» в начале заявлена как
ироническая метафора того, что никогда не произойдет. Однако ум человека
изобретает порох и печатный станок («артиллерия мысли» — высказывание Ривароля,
полюбившееся Пушкину), которым камни бессильны противостоять. В этом варианте
парадигмы в бегство обращена стихия («Вассалы. Беда! Беда! <...>
(Разбегаются)» — VII, 234), а подобный извержению Везувия взрыв замка («Siege
du chateau. [Bertgold] le fait sauter» — VII, 348) — дело личности, типологически
родственной Евгению «Медного всадника». При этом еще раз следует подчеркнуть,
что и в «Медном всаднике» столкновение образов-символов отнюдь не является
аллегорией какого-либо однозначного смысла, а обозначает некоторое
культурно-историческое уравнение, допускающее любую историко-смысловую
подстановку, при которой сохраняется соотношение структурных позиций парадигмы.
Пушкин изучает возможности, скрытые в трагически противоречивых элементах,
составляющих его парадигму истории, а не стремится нам «в образах» истолковать
какую-то конечную, им уже постигнутую и без остатка поддающуюся конечной
формулировке мысль.
Смысл пушкинского понимания этого важнейшего для него конфликта истории нам
станет понятнее, если мы исследуем все реализации и сложные трансформации отмеченной
нами парадигмы во всех известных нам текстах Пушкина. С этой точки зрения
особое значение приобретает не только образ бурана, открывающий сюжетный
конфликт «Капитанской дочки» («„Ну барин", — закричал ямщик, — „беда:
буран!"» — VIII, 287), но и то, что Предыдущая Следующая
|