Предыдущая Следующая
15
история периода «жестокого века». В этих условиях, словно в бандитском мире,
более уживчивыми, то есть выживающими, оказываются люди, полностью
устраняющиеся от общества или, по крайней мере, не обрастающие бытом, семьей,
тем более — Домом. Пушкин, «наперекор стихиям», решил нарушить это правило и
сделал себя крайне уязвимым, ибо Дом больше всего делает человека беспомощным
перед Историей. Это — трагедия, и лишь исторический катарсис, в котором
участвуют и гениальная личность поэта, и его гениальные творения, и
замечательные труды о нем, очищает и возвышает наши души и дает возможность
согласиться с гением XX века, что, несмотря на трагедию, Пушкин — «веселое
имя».
Оговоримся: книга Лотмана отнюдь не облегчает страшную Историю, она до предела
насыщена изображением трудностей, драм, контрастов, черной подлости.
Процитируем лишь один вставной сюжет: К. Собаньская, «из образованной и знатной
семьи, получившая блестящее воспитание, воспетая Мицкевичем, безумно в нее
влюбленным, и Пушкиным <...>, состояла любовницей и политическим агентом
начальника Южных военных поселений генерала И. О. Витта. Витт, личность грязная
во всех отношениях, лелеял далеко идущие честолюбивые замыслы. Зная о
существовании тайного общества <...>, он взвешивал, кого будет выгоднее
продать: декабристов правительству или, в случае их победы (что он не
исключал), правительство — декабристам. Он по собственной инициативе шпионил за
А. Н. и Н. Н. Раевскими, М. Орловым, В. Л. Давыдовым и в решительную минуту
всех их продал». Но все противоречия и драмы как бы вынесены за пределы
пушкинской души, особенно применительно к периоду 1830-х гг. Между тем драмами
были насыщены и жизненное состояние Пушкина, и трудные пути его творчества.
Поэт в конце жизни находился в сложных поисках новых идей и форм, о чем говорят
и стихотворения 1836 г.,
и более ранняя загадочная повесть «Дубровский», и черновики задуманных
произведений. Ю. М. остроумно заметил по поводу 1830 г.: «Пушкин ушел
настолько далеко вперед от своего времени, что современникам стало казаться,
что он от них отстал». Это усиливало и внутренний драматизм поэта.
И что еще противостоит в книге концепции «жизнестроительства» — прекрасно
прослеженная тяга Пушкина к риску, к мужественным ситуациям («Есть упоение в
бою...»): «...в личном поведении Пушкин <...> испытывал неудержимую
потребность игры с судьбой, вторжения в сферу закономерного, дерзости.
Философия „примирения с действительностью", казалось, должна в личном
поведении порождать самоотречение перед лицом объективных законов, смирение и
покорность. У Пушкина же она приводила к противоположному — конвульсивным
взрывам мятежного непокорства. Пушкин был смелым человеком». Воистину так!
Споры автора данной статьи, как и ряда более ранних рецензентов книги, с
лотмановской концепцией сознательного «жизнестроительства» не должны отвратить
читателя от этой проблемы: во-первых, могут быть и противоположные мнения;
во-вторых, даже при несогласии нетривиальную идею воспринимаешь на фоне уже
известного, и тем самым открывается объемная, стереоскопическая картина,
проясняющая новые аспекты. Предыдущая Следующая
|