Предыдущая Следующая
14
Нельзя при этом не вспомнить другую главенствующую идею Лотмана, проведенную
сквозь всю книгу, мысль о сознательном «жизнестроительстве» Пушкина: «Жить в
постоянном напряжении страстей было для Пушкина не уступкой темпераменту, а
сознательной и программной жизненной установкой»; Пушкин создал «не только
совершенно неповторимое искусство слова, но и совершенно неповторимое искусство
жизни», «Пушкин всегда строил свою личную жизнь...».
Эта идея уже была предметом обсуждения, о ней писали все рецензенты, были
сочувствующие, были возражающие1. Автор этих строк принадлежит к противникам
названной идеи. Если бы Ю. М. ограничился романтическим периодом жизни и
творчества Пушкина, то не было бы споров: смена различных масок поведения,
романтизация жизни, наивно-жестокие нравственные «уроки», которые преподносит
поэт в письме к брату Льву в 1822
г , — все это вполне укладывается в сознательное
жизнестроительство, хотя и здесь возможны выпадения.
Что же касается других периодов, да и вообще сути пушкинского характера и
поведения, то здесь Ю. М. чрезмерно категоричен. Правда, он делает
соответствующие оговорки: «Неправильно представлять себе „строительство
личности" как сухо рациональный процесс: как и в искусстве, здесь
задуманный план соседствует с интуитивными находками и мгновенными озарениями,
подсказывающими решение. Вместе это образует ту смесь сознательного и
бессознательного, которая характерна для всякого творчества». Но все же автор
книги и здесь не отвергает «задуманного плана», «строительства», «творчества»
жизни. Между тем биография каждого человека, в том числе и гения, складывается
из такой тьмы случайностей, что они далеко не всегда оставляют место для
«творчества» жизни, тут очень часто вступает в силу социально-природное ядро
личности как решающий регулятор поведения, вне сознательного или
бессознательного замысла. Тем более не стоило бы отвергать пушкинский
темперамент и отдавать его страсти в услужение выработанной программе.
Особенно трудно согласиться с концепцией «жизнестроительства» применительно к
последним месяцам жизни Пушкина. Прежде всего, вызывает возражение итоговая
оценка. После прекрасных страниц, где показаны вторжение Истории в Дом Поэта,
трагическая борьба его и смерть, вдруг утверждается, что в этих страшных днях
«нельзя не обнаружить обдуманную стратегию пушкинского поведения и твердую волю
в исполнении задуманного»; более того, подчеркивается, что «Пушкин умирал не
побежденным, а победителем». Совершенно невозможно воспринимать трагическую
судьбу затравленного человека. Дом которого разрушили, запятнали грязью, от
которого отвернулись даже близкие друзья, как «обдуманную стратегию» и тем
более как победу. История всегда сильнее отдельного человека, тем более
________________________
1 Подробнее об этих спорах см мою статью «О Ю М Лотмане—пушкинисте» (Русская
литература 1994 № 1), где публикуется не вышедшая в свет своевременно, в 1986 г, моя рецензия «Книги
Ю. М Лотмана о Пушкине» и письмо-возражение автора книг (октябрь 1986 г.) данное письмо
включено в корпус наст изд. Предыдущая Следующая
|