Предыдущая Следующая
13
повествования, даются краткие характеристики лицам из окружения Пушкина
(родители, организаторы Лицея, старшие товарищи: Николай Тургенев, Чаадаев и т.
д. — десятки имен!), описываются города и здания, литературные и житейские
моды, хозяйственные операции и психологические извивы... Все это было бы
интересно и само по себе, ибо свидетельствует о великолепной эрудиции автора,
знающего значительно больше, чем он излагает на бумаге (а это всегда заметно),
но одной эрудицией в наш век трудно удивить. Главная ценность лотмановской
биографии Пушкина, как и комментария к «Евгению Онегину» — осмысление фактов,
приведение их в систему.
Прежде всего, книга пронизана историзмом. Ю. М. любит, следуя доброй традиции
XVIII века, употреблять для особенно ответственных и ценных понятий заглавные
буквы: Культура, История, Дом, Свобода, Власть и т. п. В подражание этой манере
можно было бы говорить о господстве Историзма в книге: пушкинская биография
включена в большую Историю, русскую и европейскую, которая в свою очередь
обусловила развитие определенных философских, нравственных, художественных
принципов, повлияла на события, судьбы, характеры... Любопытно, что введение к
книге посвящено не изложению метода, с которым исследователь приступает к
работе (замечания методологического свойства разбросаны в разных главах), не
спору с предшественниками и не рассказу о предках Пушкина, а историческому
очерку России и Европы первой четверти XIX века, сжатому изложению основных
черт эпохи, особенно Отечественной войны 1812 г. и декабризма Историзмом пропитан и весь
текст книги: он чувствуется в описаниях лиц, событий, романтического метода,
реалистических новшеств..
Историчное понимание метода дает возможность объяснить особенности пушкинского
поведения, как и особенности некоторых загадочных сфер его жизни и творчества.
Например, Ю. М весьма остроумно разрешает старый спор литературоведов о
предмете «тайной» и «неразделенной» любви поэта, упоминаемом в стихах и письмах
периода южной ссылки- в книге убедительно доказана жизненная и литературная
мистификация, проводившаяся Пушкиным согласно романтическим канонам.
Но когда в Историю включается выдающаяся личность, то далеко не всегда между
ними возникает гармония; вспомним поразительную строку Пушкина: «Что в мой
жестокий век восславил я свободу». Одна из прекрасно разработанных в книге тем
— Дом в жизни и творчестве Пушкина отсутствие настоящего чувства дома в раннем
детстве, замена его в лицейском братстве, мощные усилия зрелого человека
создать свой собственный Дом. Так как этот Дом Пушкин организовал уже в позднюю
пору жизни, то он, проникнутый историзмом, сознательно допускал и связь Дома с
Историей Однако «жестокий век» не остановился на той роли, которую ему в своих
идеалах уготовил Пушкин, — быть лишь на пороге Дома, он нагло вломился внутрь,
разрушил Дом и взял жизнь Поэта, пытавшегося в одиночку защитить свой Дом
(несколько лет назад, защищая — тоже в одиночку — личное и государственное
достоинство, героически погиб в схватке с фанатичной толпой Грибоедов). Предыдущая Следующая
|