Предыдущая Следующая
________________________
1 Вопрос о супертекстовых элементах в «Евгении Онегине» — особая и очень
существенная тема. В настоящей работе мы ее не рассматриваем. На псковской
Пушкинской конференции 1969 г.
на ней детально остановился Ю. Н. Чумаков.
233
Окончательный
текст поэмы отделился от примечаний — в печати «Цыганы» появились без них. Это
явилось, видимо, следствием того, что диалогическая структура была перенесена
внутрь самого поэтического текста. Но дело не только в этом, а в
несовместимости моделей мира, даваемых поэтическим текстом и примечаниями.
Разрыв зашел слишком далеко. Если этнографические справки и поэтические цитаты
из другого текста (здесь — Державина) составляли уже традиционные элементы
пушкинских примечаний, то решительно новым был спор комментария и поэмы.
Поэтический текст создает типичный для философского мышления, начиная с XVIII
в., конфликт: столкновение свободного, дикого и бедного народа с рабством (или
жаждой власти) и эгоизмом, порождаемыми цивилизацией. В примечаниях же цыгане,
в соответствии с исторической реальностью, а не философской абстракцией, —
крепостные: «...всего замечательнее то, что в Бессарабии и Молдавии крепостное
состояние есть только между сих смиренных приверженцев первобытной свободы»
(XI, 22). Примечания и текст поэмы разошлись, но достойно внимания, что Пушкин
не считал возможным в 1823—1824 гг. ни сказать в стихах об истинном социальном
положении своих героев, ни скрыть его в прозе.
Поворот Пушкина к реализму был связан с изменением в осознании жанровой специфики
поэмы. В общем движении к прозе как лучшему выразителю «поэзии жизни
действительной» поэме отводилось особое место: она становилась поэтическим
адекватом прозаического повествования — «повестью в стихах». Поскольку диалог
поэзии и прозы приобретал здесь новый смысл, уходил внутрь конструкции (ср.
диалог строфической интонации октав и бытовой лексической интонации в «Домике в
Коломне», напряжение между «поэзией» и сюжетом в «Графе Нулине»), необходимость
в супертекстовых элементах отпадала, и «Граф Нулин» появился без каких-либо
авторских примечаний1.
«Полтава» восстанавливала право поэмы, выступающей не как имитация или
заменитель других жанров, а в своей собственной эмоционально-стилистической и
жанровой сущности. Внутреннее построение поэмы, как это глубоко показал Г. А.
Гуковский, было основано на конфликте, споре двух идейно-стилистических
тенденций: романтической (личной) и государственной. Это определило
диалогическое напряжение между частями текста, сюжетными линиями, образами,
стилем. Внутренний диалогизм текста приобрел столь глубокий и подчеркнутый
характер, что современники не всегда оказывались в состоянии уловить его
единство. Одновременно в «Полтаве» мы вновь сталкиваемся с диалогом
стихотворного текста и прозаических примечаний. Однако оппозиция «поэзия —
проза» трансформируется в противопоставление «поэзия — история». В то время как
поэма дает поэтическую версию сюжета, примечания реконструируют историческую (ср.:
«Мечты поэта! Историк строгий гонит вас»).
«Исторический» тип текста занял место «прозаического», но не был тождествен
ему. Он фиксировал не «прозаические бредни, / Фламандской Предыдущая Следующая
|