Предыдущая Следующая
188
языка на
«низкие» и «высокие» Это явилось существенным условием решения им важнейшей
национально-культурной задачи — синтеза языковых стилей и создания нового
национального литературного языка «Осуществив своеобразный синтез основных
стихий русского литературного языка, Пушкин навсегда стер границы между
классическими тремя стилями XVIII в Разрушив эту схему, Пушкин создал и
санкционировал многообразие национальных стилей < . > Вследствие этого
открылась возможность бесконечного индивидуально-художественного варьирования
литературных стилей» (В В. Виноградов)
Первый
период творчества Пушкина (1813 — лето 1817 г) приходится на время ожесточенной борьбы
между карамзинистами и шишковистами. Пушкин-лицеист активно включился в нее на
стороне последователей Карамзина. Эпиграммы против «беседчиков», многочисленные
полемические выходки в поэзии этих лет, принятие его в «Арзамас» (с кличкой
Сверчок) свидетельствуют о боевой позиции Пушкина в рамках этого литературного
направления. На то же указывает ощутимая в ряде стихотворений этого периода
ориентация на поэтическую традицию Жуковского и К Н Батюшкова. Однако
одновременно целый ряд признаков литературной позиции молодого Пушкина не
только несовместим с поэтикой карамзинистов, но и глубоко ей противоречит Если
даже не говорить об интересе к философской прозе в духе XVIII в (замысел романа
«Фатам, или Разум человеческий»), в творчестве Пушкина этих лет отчетливо
проявляется интерес к эпическим жанрам, и в особенности к сатирической поэме,
совершенно выпадавшей из поэтики карамзинистов. «Монах» (1813), «Бова» (1814),
«Тень Баркова» и «Тень Фонвизина» (1815), «Руслан и Людмила» (также начата в
лицее) убедительно свидетельствуют о художественной ориентации, связанной с
сатирической традицией XVIII в. и противоречащей субъективно-лирической
установке карамзинистов В лирике можно отметить влияние Г. Р. Державина
(«Воспоминания в Царском Селе»), Д. Давыдова («Пирующие студенты», «Наездники»
и др.), М В. Милонова и других «гражданских» поэтов 1810-х гг. («К Лицинию»).
Круг западноевропейских воздействий также весьма противоречив — от Вольтера до
Оссиана Стилистическому разнообразию соответствует и тематическая широта
творчества начинающего поэта
Отсутствие единства в лицейском творчестве Пушкина порой истолковывается как
результат творческой незрелости еще не нашедшего своего пути поэта. В
определенном смысле это справедливо. Однако следует отметить, что период
собственно ученический был у Пушкина предельно кратким скоро, усваивая
различные художественные традиции и интонации, поэт достиг в каждой из них
совершенства зрелых мастеров. Если в элегиях и романсах (например, «Желание»
или «Певец») Пушкин выступает как зрелый соперник такого уже признанного в то
время мастера, как Жуковский, то в дружеском послании («Городок») он равняется
с Батюшковым. Еще более интересны опыты художественного синтеза различных
традиций, позволяющие молодому поэту выступить как новатору. Так, в
«Воспоминаниях в Царском Селе» (1814), бесспорно центральном произведении
лицейского Предыдущая Следующая
|