Предыдущая Следующая
189
периода,
Пушкин, синтезируя художественный опыт исторических элегий Батюшкова с
державинской одой, смог добиться совершенно неожиданного идейно-художественного
эффекта, придав гражданственно-патриотической поэзии взволнованно-лирическое
звучание и личные интонации.
Второй период творчества падает на время с осени 1817 г. до весны 1820 г. Выпущенный из лицея,
Пушкин поселился в Петербурге. Этот период отмечен сближением с декабристами.
Поэт постоянно встречается с Ф. Глинкой, Н. Тургеневым, П. Чаадаевым и
испытывает сильное воздействие их идей. Пушкин вступает в тесно связанные с
декабристским движением литературные общества «Зеленая лампа» и Вольное
общество любителей российской словесности. Его политическая лирика становится
выразительницей идей Союза Благоденствия. Именно в сфере политической лирики
этих лет особенно заметно новаторство Пушкина и его поиски новых художественных
решений. Попробовав в оде «Вольность» решить задачу создания актуальной
политической лирики на основе традиции XVIII в., Пушкин в дальнейшем к этому
опыту больше не обращался, а призыв Кюхельбекера в 1824 г. возродить оду вызвал
у него ироническое отношение. Интересны попытки использовать «низкие»,
традиционно считавшиеся маргинальными жанры и на их основе создать гражданскую
поэзию, соединяющую высокий пафос с интимными интонациями. Такие опыты делаются
с мадригалом («К Н. Я. Плюсковой», «Краев чужих неопытный любитель...»),
дружеским посланием («лампистский» цикл).
Особенно интересно в этом отношении послание «К Чаадаеву» (1818). Первые строки
стихотворения должны вызвать в сознании читателей образы и стилистику унылой
элегии. Жанр этот, активно культивировавшийся молодыми поэтами начала 1820-х
гг. и самим Пушкиным, не встречал сочувствия в кругу декабристов. На фоне
элегической традиции строки: «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас
обман» — воспринимались как жалоба на «преждевременную старость души»,
разочарование в «юных забавах». Достаточно вспомнить элегию Пушкина: «Я пережил
свои желанья, / Я разлюбил свои мечты; / Остались мне одни страданья, / Плоды
сердечной пустоты» (II, 165), чтобы сделалось очевидным стилистическое и
интонационное родство этих строк. Однако начало следующей строфы резко
поворачивает течение смысла. Не случайно она начинается с энергического
противительного «но». Разочарованной душе противопоставлена душа, полная сил и
мужества. Вместе с тем фразеологическое клише «горит желанье» намекает, как
кажется, и на то, что речь идет о нерастраченной силе любовного чувства (ср.,
например, пушкинское: «В крови горит огонь желанья»). Только с 6-го стиха
раскрывается, что речь идет о жажде свободы и борьбы. Третья строфа сливает
образность политической и любовной лирики в напряженно-эмоциональное единство.
И только после этого идут две заключительные строфы, в которых страстный порыв
уступает возвышенной мечте, а напряженно-любовная фразеология сменяется образом
боевого товарищества.
Новаторство это имело глубокую подоплеку. Этике Союза Благоденствия присуща
аскетическая окраска. Идеалом был герой, добровольно отказывающийся от личного
счастья ради счастья родины. С этих позиций осуждалась Предыдущая Следующая
|