Предыдущая Следующая
187
античная
культура. «Ориентализм» Пушкина не был поверхностной данью романтической моде,
а основывался на обращении к доступному ему кругу первоисточников. Фольклор
самых различных народов привлекал его внимание. Существенно при этом, что все
эти интересы складывались в сознании поэта в единую концепцию мировой культуры.
Однако вся эта разносторонняя работа гения была бы бессильной, если бы ей не
предшествовала другая работа мысли и искусства — начатый В. К. Тредиаковским,
М. В. Ломоносовым и А. П. Сумароковым и продолжавшийся до А. Н Радищева, Н. М.
Карамзина, В. А. Жуковского грандиозный труд по построению новой русской
литературы как части и наследницы литературы мировой.
Творческое развитие Пушкина было стремительным. Не менее существенно то, что
оно было осознанным: поэт ясно ощущал рубежи своего творчества. Эти моменты,
как правило, отмечены итоговыми пересмотрами написанного и созданием
суммирующих сборников. Человек глубоко исторического мышления, Пушкин
распространял этот взгляд и на собственное творчество И в то же время оно
отличается единством. Это как бы реализация некоторого органического пути.
Творчество Пушкина много жанрово. И хотя в сознании читателей, да и собственном,
он был прежде всего поэт, но и проза, драматургия органически входили в его
художественный мир от первых опытов до последних страниц. А к этому следует
добавить литературную критику, публицистику, эпистолярий, историческую прозу,
вспомнить, сколь разнообразной была его поэзия, вмещая и все жанры лирики, и
поэмы, роман в стихах, сказки Наконец, отмечалось уже, что сама биография
Пушкина была в определенной мере художественным созданием, упорной реализацией
творческого плана
На разных этапах разные жанры занимали доминирующее положение, выражая ведущее
направление художественной мысли в те или иные годы. Но важно отметить, что
рядом с этой доминирующей жанровой струёй, с тем, что поэт предлагал читателю,
у него, как правило, была скрытая лабораторная доминанта. Жанры развивались в
тесном взаимодействии. Так, иногда лирика становилась лабораторией поэмы,
дружеские письма — школой прозы. В определенные моменты лирика подготовляла
прозу, в другие — проза становилась лабораторией лирики, драма вырабатывала
взгляд на историю. В известном смысле все творчество Пушкина — единое
многожанровое произведение, сюжетом которого является его творческая и
человеческая судьба.
При таком соотношении жанров, их постоянной перекличке и взаимном вторжении,
образовывавшем как бы единый многоголосный оркестр, в принципе отменялся
иерархический подход к жанрам Ценность того или иного жанра определялась его
художественной выразительностью в рамках данного замысла, а не местом в
абстрактной иерархии Перенесение норм одного жанра в пределы другого
оказывалось важным революционизирующим средством пушкинского стиля и источником
его динамики. Отсюда поражавшее современников ощущение новизны и необычности
пушкинского стиля. Благодаря этому же Пушкин смог отказаться от принципиального
деления средств Предыдущая Следующая
|