Предыдущая Следующая
145
чительной многогранностью их обрисовки. Благодаря гибкой манере повествования,
принципиальному отказу от односторонней точки зрения на описываемые события,
Пушкин преодолел разделение героев на «положительных» и «отрицательных». Это
имел в виду Белинский, отмечая, что, благодаря найденной Пушкиным форме
повествования, «личность поэта» «является такою любящею, такою гуманною»1.
Если «Евгений Онегин» подводил черту под определенным этапом поэтической
эволюции Пушкина, то «маленькие трагедии» и «Повести Белкина» знаменовали
начало нового этапа. В «маленьких трагедиях» Пушкин в острых конфликтах раскрыл
влияние кризисных моментов истории на человеческие характеры. Однако и в
истории, как и в более глубоких пластах человеческой жизни, Пушкин видит
мертвящие тенденции, находящиеся в борении с живыми, человеческими, полными
страсти и трепета силами. Поэтому тема застывания, затормаживания, окаменения
или превращения человека в бездушную вещь, страшную своим движением еще больше,
чем неподвижностью, соседствует у него с оживанием, одухотворением, победой
страсти и жизни над неподвижностью и смертью.
«Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика.
Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему
перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему
развитию русской прозы.
После многократных неудачных попыток Пушкину удалось наконец 5 декабря
вернуться в Москву к невесте. Дорожные впечатления его были невеселыми. 9
декабря он писал Хитрово: «Народ подавлен и раздражен, 1830-й г. — печальный
год для нас!» (XIV, 134 и 422).
Размышления над обстоятельствами Болдинской осени подводят к не лишенным
интереса заключениям. В 1840-х гг. в литературе получила распространение
исключительно плодотворная идея определяющего воздействия окружающей среды на
судьбу и характер отдельной человеческой личности. Однако у каждой идеи есть
оборотная сторона: в повседневной жизни среднего человека она обернулась
формулой «среда заела», не только объяснявшей, но и как бы извинявшей
господство всесильных обстоятельств над человеком, которому отводилась
пассивная роль жертвы. Интеллигент второй половины XIX в. порой оправдывал свою
слабость, запой, духовную гибель столкновением с непосильными обстоятельствами.
Размышляя над судьбами людей начала XIX в., он, прибегая к привычным схемам,
утверждал, что среда была более милостивой к дворянскому интеллигенту, чем к
нему — разночинцу.
Судьба русских интеллигентов-разночинцев была, конечно, исключительно тяжела,
но и судьба декабристов не отличалась легкостью. А между тем никто из них —
сначала брошенных в казематы, а затем, после каторги, разбросанных по Сибири, в
условиях изоляции и материальной нужды — не опустился, не запил, не махнул
рукой не только на свой душевный мир, свои интересы, но и на свою внешность,
привычки, манеру выражаться.
______________________
1 Белинский В. Г Полн. собр. соч. М., 1955. Т 7. С 503. Предыдущая Следующая
|