Предыдущая Следующая
144
рений. В октябре — «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в
Коломне», две «маленькие трагедии» — «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», писалась
и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений,
среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой...», «Заклинание»,
ряд литературно-критических набросков. В ноябре — «Каменный гость» и «Пир во
время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень
пушкинский талант достиг полного расцвета.
В Болдине Пушкин чувствовал себя свободным как никогда (парадоксально — эта
свобода обеспечивалась теми 14-ю карантинами, которые преграждали путь к Москве,
но и отделяли от «отеческих» попечении и дружеских советов Бенкендорфа, от
назойливого любопытства посторонних людей, запутанных сердечных привязанностей,
пустоты светских развлечений). Свобода же для него всегда была — полнота жизни,
ее насыщенность, разнообразие. Болдинское творчество поражает свободой,
выражающейся, в частности, в нескованном разнообразии замыслов, тем, образов.
Разнообразие и богатство материалов объединялись стремлением к строгой правде
взгляда, к пониманию всего окружающего мира. Понять же — для Пушкина означало
постигнуть скрытый в событиях их внутренний смысл. Не случайно в написанных в
Болдине «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы» Пушкин обратился к жизни
со словами:
Я понять тебя хочу, Смысла я в тебе ищу (III, 250).
Смысл событий раскрывает история. И Пушкин не только за письменным столом
окружен историей, не только тогда, когда обращается к разным эпохам в
«маленьких трагедиях» или анализирует исторические труды Н. Полевого. Он сам
живет, окруженный и пронизанный историей. А. Блок видел полноту жизни в том,
чтобы
...смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать,
И яростью желаний полнить вечер,
Когда жара мешает днем мечтать,
И песни петь! И слушать в мире ветер!
(«О смерти», 1907)
Последний стих мог бы быть поставлен эпиграфом к болдинской главе биографии
Пушкина.
В Болдине было закончено значительнейшее произведение Пушкина, над которым он
работал семь с лишним лет, — «Евгений Онегин». В нем Пушкин достиг еще
неслыханной в русской литературе зрелости художественного реализма. Достоевский
назвал «Евгения Онегина» поэмой «осязательно реальной, в которой воплощена
настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такою законченности, какой
и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй»1. Типичность характеров
сочетается в романе с исклю-
______________________
1 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л, 1984. Т. 26. С. 139. Предыдущая Следующая
|