Предыдущая Следующая
9
ученый, сложные соотношения идеологии и индивидуального художественного
творчества, порождавшие, благодаря выдающимся талантам Карамзина, Жуковского,
Крылова, уникальные литературные явления
В докторской диссертации Ю. М многие, ставшие уже общим местом, понятия
подвергались коренному пересмотру. Особенно ярок пример с хрестоматийными
представлениями о классицизме шишковской «Беседы» и о романтизме арзамасцев Ю.
М. убедительно показал, что для поэтов «Беседы» пред романтическая литература
не была чужеродной и в интересе Шишкова к церковнославянскому языку видна
противоположная классицизму тяга к национально-поэтической традиции, к
«преданию», а не к разуму. В то же время ведущие поэты «Арзамаса» (оба Пушкина,
Вяземский, Батюшков) нередко опирались на авторитет правоверных классицистов
Буало и Расина
Во время работы над диссертацией Ю. М снова расширяет круг своих научных
интересов, начинает основательно изучать декабристов, Пушкина, Лермонтова.
Первой его обобщающей работой (написанной совместно с Б. Ф. Егоровым и 3 Г. Минц) стала статья
«Основные этапы развития русского реализма» (I960). Лотману принадлежит в этой
статье значительная часть, посвященная первой половине XIX века В том же году он
публикует свой первый крупный труд о Пушкине. «К эволюции построения характеров
в романе „Евгений Онегин"»1.
В дальнейшем Ю М. еще более интенсивно будет заниматься русской общественной
мыслью и литературой пушкинской эпохи, сделав ее главным объектом своих
исторических и историко-литературных исследований. И здесь он подвергает
различные устоявшиеся точки зрения существенному пересмотру. Так, в статье
«Истоки „толстовского направления" в русской литературе 1830-х годов»
(1962) он убедительно демонстрирует, что наряду с магистральной, хорошо
изученной линией, идущей от Пушкина и Лермонтова к Гоголю и к натуральной
школе, в литературе и искусстве тех лет существовала другая тенденция, нашедшая
отражение и у позднего Пушкина, и у Лермонтова, и у Гоголя (в живописи — у А. А
Иванова) и условно названная «толстовской»- упование на патриархальный
демократический строй, свободного труженика, неприятие цивилизации, современных
общественно-политических систем и художественное воспроизведение идеальной,
гармонической, патриархальной жизни
Одновременно в этой и в созданной параллельно статье «Идейная структура
„Капитанской дочки"» (1962) Ю М по-новому раскрывает и художественное, и
этическое значение творческих исканий позднего Пушкина, наиболее глубоко
выраженных в «Капитанской дочке» социальные интересы и пристрастия разных
сословий антагонистичны, но над ними возвышаются проявления человечности,
милосердия, которые и оказываются самыми ценными для Пушкина 30-х гг., отсюда
подчеркивание писателем «незаконных» индивидуальных милостей и Пугачева, и
Екатерины II
________________________
1 В наст. изд. публикуются практически во всей полноте пушкинские работы Ю М
Лотмана, от фундаментальных книг до небольших заметок, рецензии, сообщении Предыдущая Следующая
|