Предыдущая Следующая
7
чего опубликовал целый ряд работ об этих писателях. Статья «Радищев и Мабли»
(1958), в свою очередь, открывала большую серию трудов ученого, посвященных
русско-западноевропейским культурным связям (главным образом,
русско-французским, но еще и русско-немецким, русско-итальянским,
русско-английским): «Новые материалы о начале знакомства с Шиллером в русской
литературе» (опубликована в 1958
г. в Германии на немецком языке), «Руссо и русская
культура XVIII века» (1967), «К проблеме „Данте и Пушкин"» (1980) и много
других.
Статьей «Эволюция мировоззрения Карамзина (1789—1803)» (1957) Ю. М. начал
публикацию работ об этом выдающемся русском писателе и мыслителе, завершенную
научным изданием «Писем русского путешественника» в академической серии
«Литературные памятники» (1984; книга подготовлена Ю. М. совместно с Н. А.
Марченко и Б. А. Успенским), монографией «Сотворение Карамзина» (1987; серия
«Писатели о писателях» в издательстве «Книга») и статьей о сложнейшем
произведении Карамзина « О древней и новой России ...» (1988). Здесь
речь идет об опубликованных трудах, но следует подчеркнуть, что творчеством
Карамзина Ю. М. заинтересовался еще на студенческой скамье, и уже тогда он
видел, что значение карамзинского наследия не совпадает с официозными оценками:
реакционность, идеализм, монархизм, а именно такие ярлыки закрепились за
писателем в предвоенные и первые послевоенные годы. Надо отдать должное
мужеству и честности Н. И. Мордовченко и заведующего кафедрой русской
литературы Г. А. Гуковского, которые не только не запретили студенту заниматься
«опасным» писателем, но и поощряли его студии. Большая статья Ю. М. о Карамзине
и масонах была принята Гуковским в 3-й том академического сборника «XVIII век»,
однако в связи с арестом профессора пропала (может быть, она где-то покоится в
архивах КГБ?).
Комплекс карамзинских трудов Ю. М. — один из самых значительных в его наследии.
Пересмотр прежних односторонних мнений о Карамзине, выявление «республиканских»
и «утопических» элементов в мировоззрении молодого русского путешественника,
виртуозное раскрытие не художественных и завуалированных, а реальных дат
пребывания Карамзина в Париже во время Великой французской революции, анализ
сложного сочетания монархизма и своеобразного «либерализма» у позднего
Карамзина, научно-художественный характер « Истории государства Российского » — таков
перечень лишь основных открытий ученого. Главное — Ю. М. один из первых
«реабилитировал» Карамзина, снял с него безобразные клейма, результат
примитивного, вульгарно-социологического подхода к нашему классику.
Параллельно Ю. М. изучал жизнь и творчество писателей и общественных деятелей
начала XIX века, принадлежавших к следующим после Карамзина и Радищева
преддекабристским поколениям: А. Ф. Мерзляков, В. Г. Анастасевич, Андрей
Тургенев, Андрей Кайсаров, кн. П. А. Вяземский и др. В их мировоззрении
исследователь прослеживал просветительские традиции XVIII века, раскрывал
сложное, противоречивое соотношение дворянского и разночинно-демократического
самосознания. Предыдущая Следующая
|