Предыдущая Следующая
5
ведческий круг друзей старшей сестры Лидии повлиял на выбор профессии, и Ю. М.
поступил в 1939 г.
на филологический факультет Ленинградского университета, где тогда преподавали
знаменитые профессора и академики: Г. А. Гуковский читал введение в литературоведение, М. К. Азадовский — русский
фольклор, А. С. Орлов — древнерусскую литературу, И. И. Толстой — античную
литературу. В фольклорном семинаре В. Я. Проппа Ю. М. написал свою первую
курсовую работу.
В октябре 1940 г.,
вместе со своими сверстниками, Ю. М. был призван в армию. То, что он еще до
начала Великой Отечественной войны стал кадровым военным, возможно, спасло ему
жизнь. Огромен урон, понесенный в войну нашим народом, но призывники 1922 г. рождения и старшие
их сослуживцы, пройдя подготовку, могли потом и воевать более умело, чем мальчики,
попадавшие на фронт прямо со школьной скамьи.
Часть, в которой служил Ю. М. (он был солдатом, потом сержантом в
артиллерийском полку резервов главного командования), в первые же дни войны
была переброшена на передовую и почти все четыре года находилась в жестоких
боях. Ю. М. пересек с отступающей армией всю европейскую часть страны, от
Молдавии до Кавказа, а затем наступал на запад, до самого Берлина; бывал в
самых отчаянных ситуациях, под обстрелами и бомбежками, за храбрость и
стойкость в боях получал ордена и медали, но судьба его удивительно миловала:
он даже не был ранен, лишь однажды сильно контужен.
В конце 1946 г.
Ю. М. демобилизовался и продолжил учебу в Ленинградском университете. Больше
всего возобновившего занятия студента привлекли спецкурсы и спец семинары Н. И.
Мордовченко: и по методу (скрупулезное изучение объекта и широкого фона вокруг
— исторического, общекультурного, литературного, журналистского; создание
обобщающих выводов лишь на основе такого тщательного анализа фактов), и по человеческим
свойствам руководителя (удивительная скромность, доброжелательность,
принципиальность), и, главное, по кругу его тем и интересов: Н. И. Мордовченко
работал тогда над докторской диссертацией о русской литературной критике первой
четверти XIX века. Ю. М. как раз и привлекали судьбы русской общественной мысли
и литературы на переломной грани между XVIII и XIX веками, а более конкретно —
творчество Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева и история русского масонства. Лишь
позднее, через десяток лет, заложив солидный научный фундамент, Ю. М. станет
изучать следующие этапы в истории русской культуры: декабристов и Пушкина.
Уже в студенческие годы Ю. М. сделал первые научные открытия. В рукописном
отделе Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, в
тетради масона Максима Невзорова, Ю. М. обнаружил копию программного документа
одного из раннедекабристских тайных обществ, Союза (Орден) Русских Рыцарей,
основателями которого были граф М. А. Дмитриев-Мамонов и М. Ф. Орлов. Найденный
источник — «Краткие наставления р. р.» (т. е. русским рыцарям), созданные
Дмитриевым-Мамоновым — был давно известен по названию: он упоминался в
переписке, он фигурировал в следственных делах декабристов, но исследователи
тщетно искали сам текст, документ уже стал считаться утраченным. Статью о своей
6
находке вместе с найденным текстом Ю. М. опубликовал в «Вестнике Ленинградского
университета» (1949, № 7).
В студенческие же годы Ю. М. на материале своих научных разыскании подготовил
крупную, в три печатных листа, статью «Из истории литературно-общественной
борьбы 80-х гг. XVIII века. А. Н. Радищев и А. М. Кутузов», опубликованную в
сборнике Ленинградского университета «Радищев» (1950). Статья посвящена
полемике Радищева с его другом и идеологическим антагонистом масоном Кутузовым.
Здесь же предпринята интересная попытка хотя бы в общих чертах реконструировать
потерянную обширную переписку друзей. Проблема реконструкции несохранившихся
записей, замыслов, разговоров всегда будет интересовать ученого. Много позднее,
например, он напишет статью о пушкинском замысле, от которого сохранилось
только одно слово-заглавие «Иисус».
Уже в студенческих трудах Ю. М., в их содержании и методе, отпечаталось
своеобразие его творческого мышления. Прежде всего для него, ученика Н. И. Мордовченко,
характерны системность, многоаспектность, контекстуальность: литературное
явление рассматривается на широком общественном и историческом фоне.
Последующие изыскания обогатятся методами и данными лингвистики, психологии, археологии, музейного дела и
истории быта, семиотики и структурализма, математики и других наук. Отметим
также постоянный интерес Ю. М. к контрастным объектам: к переходным, размытым,
не устоявшимся явлениям — и, наоборот, к четким, укоренившимся, оформившимся; к
стихийному, интуитивному, бессознательному — и, в противовес, к ясной
рационалистичности, системности; к конкретным фактам, к эмпиризму архивных и
журнальных разысканий, к живой предметности — и к абстрактному метаязыку науки;
к гениям, вершинам общественной мысли и литературы — и к рядовым, часто
третьестепенным труженикам. Позднее прибавится еще интерес к парадоксам, к
разрушению устоявшихся представлений.
В 1950 г.
Ю, М. с отличием закончил университет, но ему как еврею был закрыт путь в
аспирантуру: в последние годы перед смертью Сталина в стране свирепствовала
борьба с «космополитами», то есть практически шла откровенная антисемитская
кампания, особенно в гуманитарных учреждениях. Ю. М. удалось найти работу в
Эстонии, где партийно-советское руководство все силы отдавало увольнениям и
арестам местных «буржуазных» кадров и за «космополитами» не охотилось. Ю. М.
стал преподавателем, а затем и заведующим кафедрой русского языка и литературы
Тартуского учительского института. Таким образом, в Эстонию Ю. М. попал
относительно случайно, но следует учесть, что его привлекли не только слава
известного университетского города и почти полное отсутствие официального
антисемитизма, но и давние культурно-исторические связи Петербурга с Эстонией:
ведь многие русские писатели и общественные деятели начала XIX века, декабристы
были биографически и творчески связаны с Эстонией. Об этом Ю. М. потом создаст
немало научных работ.
В 1952 г.
Ю. М. защитил в Ленинградском университете кандидатскую диссертацию о
творческих взаимоотношениях Радищева и Карамзина, после Предыдущая Следующая
|