Предыдущая Следующая
49
Оставь другим певцам любовь!
Любовь ли петь, где брызжет кровь...
Этика героического самоотречения, противопоставлявшая гражданина поэту, героя —
любовнику и Свободу — Счастью, была свойственна широкому кругу свободолюбцев —
от Робеспьера до Шиллера. Однако были и другие этические представления:
Просвещение XVIII в. в борьбе с христианским аскетизмом создало иную концепцию
Свободы. Свобода не противопоставлялась Счастью, а совпадала с ним. Истинно
свободный человек — это человек кипящих страстей, раскрепощенных внутренних
сил, имеющий дерзость желать и добиваться желанного, поэт и любовник. Свобода —
это жизнь, не умещающаяся ни в какие рамки, бьющая через край, а
самоограничение — разновидность духовного рабства. Свободное общество не может
быть построено на основе аскетизма, самоотречения отдельной личности. Напротив,
именно оно обеспечит личности неслыханную полноту и расцвет.
Пушкин был исключительно глубоко и органично связан с культурой Просвещения
XVIII в. В этом отношении из русских писателей его столетия с ним можно
сопоставить лишь Герцена. В органическом пушкинском жизнелюбии невозможно
отделить черты личного темперамента от теоретической позиции. Показательно, что
почти одновременно с одой «Вольность», ясно выражавшей концепцию героического
аскетизма, Пушкин написал мадригал Голицыной «Краев чужих неопытный
любитель...», в котором даны как равноценные два высоких человеческих идеала:
...гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной
и
...женщина — не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой (II,
43)
Печать Свободы почиет на обоих.
Такой взгляд накладывал отпечаток на личное, бытовое поведение поэта. Жить в
постоянном напряжении страстей было для Пушкина не уступкой темпераменту, а
сознательной и программной жизненной установкой. И если Любовь была как бы
знаком этого непрерывного жизненного горения, то Шалость и Лень становились
условными обозначениями неподчинения мертвенной дисциплине государственного
бюрократизма. Чинному порядку делового Петербурга они противостояли как протест
против условных норм приличия и как отказ принимать всерьез весь мир
государственных ценностей. Однако одновременно они противостояли и серьезности
гражданского пафоса декабристской этики.
Граница между декабристами и близкими к ним либерально-молодежными кругами
делила надвое и сферу этики, и область непосредственных жизненно-бытовых
привычек, стиль каждодневного существования. Филантроп и бессребреник Федор
Глинка покрывался вместо одеяла шинелью и, если надо
Раевский В. Ф. Стихотворения. Л., . С. .
_______________________
1 Раевский В. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л,1934. С. 104 Предыдущая Следующая
|