Предыдущая Следующая
48
Друг Марса, Вакха и Венеры, Им резко Лун<ин> предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал сво<и> Ноэли Пу<шкин>, Мела<нхолический>
Як<ушкин>, Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал (VI, 523-524),
Стихи эти длительное время казались плодом поэтического вымысла: участие
Пушкина в заседаниях такого рода представлялось невозможным. Однако в 1952 г. М. В. Нечкина
опубликована показания на следствии декабриста И. Н. Горсткина, который сообщил
(надо, конечно, учесть вполне понятное в тактическом отношении стремление
Горсткина принизить значение описываемых встреч): «Стали собираться сначала
охотно, потом с трудом соберется человек десять, я был раза два-три у к<нязя>
Ильи Долгорукого, который был, кажется, один из главных в то время. У него
Пушкин читывал свои стихи, все восхищались остротой, рассказывали всякий вздор,
читали, иные шептали, и все тут; общего разговора никогда нигде не бывало
<...> бывал я на вечерах у Никиты Муравьева, тут встречал частенько лица,
отнюдь не принадлежавшие обществу» .
Если добавить, что названные в строфе Лунин и Якушкин — видные деятели
декабристского движения — также были в эти годы знакомцами Пушкина (с Луниным
он познакомился 19 ноября 1818
г. во время проводов уезжавшего в Италию Батюшкова и так
близко сошелся, что в 1820 г.
перед отъездом Лунина отрезал у него на память прядь волос; с Якушкиным Пушкина
познакомил Чаадаев), картина декабристских связей Пушкина делается достаточно ясной.
Однако она будет не совсем закончена, если мы не обратимся к еще одной стороне
вопроса.
Мы уже говорили о том, что нравственный идеал Союза Благоденствия был окрашен в
тона героического аскетизма. Истинный гражданин мыслился как суровый герой,
отказавшийся ради общего блага от счастья, веселья, дружеских пиров.
Проникнутый чувством любви к родине, он не растрачивает своих душевных сил на
любовные увлечения. Не только изящно-эротическая поэзия, но и «неземные»
любовные элегии Жуковского вызывают у него осуждение: они расслабляют душу
гражданина и бесполезны для дела Свободы. Рылеев писал:
Любовь никак нейдет на ум: Увы! моя отчизна страждет, Душа в волненьи тяжких
дум
Теперь одной свободы жаждет.2
В. Ф. Раевский позже, в Кишиневе, уже сидя в Тираспольской крепости, призывал
Пушкина:
________________________
1 Лит. наследство. М., 1952. Т. 58. С. 158—159.
2 Рылеев К. Ф. Полн. собр. стихотворений. Л., [1934]. С. 104. Предыдущая Следующая
|