Предыдущая Следующая
35
раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел
эксцентрического существа среди людей. Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь
роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было
в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в
затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым
промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях. Я, как сосед (с
другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали,
толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того
дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал
какую-то важность и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали
некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь
излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему
вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет
этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом...» «Все
это вместе было причиной, — заключает Пущин, — что вообще не вдруг отозвались
ему на его привязанность к лицейскому кружку...» Пущин был проницательным
наблюдателем. Шестилетнее непрерывное общение с Пушкиным-лицеистом позволило
ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга: «Чтоб
полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным
благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие
недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в
друге-товарище»1.
Нелюбимый ребенок в родной семье, равно и неравномерно развивающийся,
Пушкин-юноша, видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало браваду,
молодечество, стремление первенствовать. Дома его считали увальнем — он начал
выше всего ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя. Тот же
Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие первую встречу
с Пушкиным от времени написания записок, вспоминал, что Пушкин, который
значительно опередил по начитанности и знаниям своих одноклассников, менее
всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить: «Все научное он считал ни во
что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья,
бросать мячик и пр. В этом даже участвовало его самолюбие — бывали
столкновения, очень неловкие»2. Сам Пушкин свидетельствовал, что «появлению
Музы» в его «студенческой келье» предшествовало время,
.. как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой, Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор3
______________________
1 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников Т. 1 С. 82—83
2 Там же. С. 74
3 Речь идет об особом молодечестве. Царь жаловался директору Лицея Энгеяьгарду:
«Твои воспитанники <. .> снимают через забор мои наливные яблоки, бьют
сторожей..» (Там же. С. 91 \ То, что яблоки были царские, придавало им особый
вкус, а походу — опасность. Предыдущая Следующая
|