Предыдущая Следующая
470
позорного рабства крестьян, как всякий просвещенный и благонамеренный человек.
5. Эти и другие недоумения, как кажется, отпадут, если предположить, что так
называемая десятая глава по своей композиционной функции может быть
сопоставлена с «Альбомом Онегина» и представляет собой текст, написанный от
лица героя романа. Предположение это может быть поддержано рядом соображений.
Так, например, именно в этой главе, единственный раз в романе, Пушкин упомянут
в третьем лице по фамилии, что выглядело бы весьма странно в авторском
повествовании. Пушкин, усвоив вальтерскоттовскую манеру показывать исторические
события глазами лиц, не понимающих их подлинного смысла и масштаба или
понимающих их иначе, чем автор, неизменно пытался использовать этот прием не
только как средство исторического реализма, но и как удобную возможность обойти
цензуру. Так, в обоих замыслах, посвященных изображению декабризма, — «Записках
молодого человека» (так называемые «Повести о поручике Черниговского полка») и
«Русском Пеламе» — он прибегал к словесной маске рассказчика, пряча свое лицо
за фигурой условного повествователя. Такое построение текста характерно и для
«Повестей Белкина», «Истории села Горюхина», «Капитанской дочки». Нет ничего
запрещающего предположить подобное построение и для десятой главы. Особенности
Онегина, отличающие его от Пушкина, хорошо просматриваются в характере оценок и
тоне повествования десятой главы, хотя фрагментарный характер дошедшего до нас
текста делает такое предположение одним из возможных. Вставной текст должен был
найти свое место в первоначальном «большом» сюжетном плане романа. Когда этот
план отпал и «Евгений Онегин» оказался законченным в сильно сокращенном объеме,
необходимость такого обширного вставного текста отпала.
Предыдущая Следующая
|