Предыдущая Следующая
387
сопоставимым с такими озаряющими русскую историю подвигами, как сибирская
эпопея декабристок. И именно это, а не желание узнать какие-либо пикантные
подробности и не стремление разменять высокую трагедию гения на быстро
проходящие сенсации привлекает и будет еще долго привлекать исследователей к
последней драме Пушкина, а читателей — к плодам их трудов.
Письмо Ю. М. Лотмана Б. Ф. Егорову
<Тарту,
октябрь 1986 года>
Дорогой
Борфед!
Спасибо за рецензию. Рецензия интересная, темпераментная и острая. Очень прошу
в ней ничего не менять. Пишу это затем, чтобы Вы не восприняли мои дальнейшие
рассуждения как желание откорригаровать оценки. Я гораздо большее значение, чем
мнению читателей, придаю нашей с Вами договоренности pro domo sua. Итак, пишу
лично для Вас.
Я не могу с Вами согласиться в оценке «жизнестроительства» (я, кажется, этого
слова не употреблял?) Пушкина. И поскольку Вам и мне этот аспект книги кажется
важным, необходимо объясниться. Конечно, плохо, если по поводу книги следует
объясняться, — значит, в ней сказано неясно. Эту вину готов взять на себя. Но и
Вы, мне кажется, поняли и отвергли не мою мысль, а свое (не полностью адекватное)
ее понимание. Прежде всего. Вы отождествляете представление о сознательной
жизненной установке с рационалистическим планом, методически претворяемым в
жизнь. А речь идет совсем о другом — о сознательно-волевом импульсе, который
может быть столь же иррационален, как и любая психологическая установка.
Один из смыслов замысла моей книги в том, чтобы написать биографию не как сумму
внешних фактов (что и когда случилось), а как внутреннее психологическое
единство, обусловленное единством личности, в том числе ее воли, интеллекта,
самосознания. Я хотел показать, что, как мифологический царь Мидас к чему ни
прикасался, все обращал в золото, Пушкин все, к чему ни касался, превращал в
творчество, в искусство (в этом и трагедия — Мидас умер от голода, пища становилась
золотом). Пушкин — я убежден и старался это показать как в этой биографии, так
и в других работах — видит в жизни черты искусства (ср. у Баратынского:
И жизни даровать, о лира,
Твое согласье захотел... — Предыдущая Следующая
|