Предыдущая Следующая
30
Александр I поручил в 1815 г
наблюдение за своими братьями во время и; пребывания в армии, видимо, не
случайно счел необходимым дать великим князьям письменное наставление: «Если
придет время командовать Вам частями войск < ..> старайтесь улучшать
положение каждого, не требуйте от людей невозможного. Доставьте им прежде
нужный и необходимый покой а потом уж требуйте точного и строго исполнения
истинной службы. Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не
принесут».
В Лицее великие князья должны были воспитываться в кругу сверстников, в
изоляции от двора. Здесь им были бы внушены представления, более
соответствующие их будущему положению, чем «крики, угрозы» и требование «от
людей невозможного», наклонности к чему они начали проявлять очень рано. Если
бы этот план осуществился, Пушкин и Николай I оказались бы школьными товарищами
(Николай Павлович был всего на три года старше Пушкина). Соответственно этому
же плану, остальные лицеисты предназначались к высокой государственной карьере.
Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие имп. Марии Федоровны. Общее наступление
реакции перед войной 1812 г.,
выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что
первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 г. на престол чудовищно
неподготовленным. По свидетельству осведомленного мемуариста В. А. Муханова,
«что же касается до наук политических, о них и не упоминалось при воспитании
императора. <...> Когда решено было, что он будет царствовать, государь
сам устрашился своего неведения...»1 .
Для Лицея в изменении его статуса была и выгодная сторона- хотя ослабление
интереса двора к этому учебному заведению влекло за собой понижение его
престижа, а будущее лицеистов перестало рисоваться в первоначальном заманчивом
виде, зато вмешательство придворных кругов в жизнь Лицея стало менее заметным.
Лицей помещался в Царском Селе — летней императорской резиденции, во флигеле
Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как бы придворным
учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского,
ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их
политическую роль в государстве и влияние на императора, первый директор Лицея
В Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем
строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников
выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях,
посещения родственников ограничивались. Лицейская изоляция вызвала в поэзии
Пушкина тех лет образы монастыря, иноческой жизни, искушений, которым подвергается
монах со стороны беса. С этим же связано и стремление вырваться из заточения.
Поэтическое любование лицейскими годами, как было сказано выше, пришло позднее
— во время же пребывания в Лицее господствующим настроением Пушкина было
ожидание его окончания. Если в стихах Лицей преобразуется в монастырь, где
молодой послушник говорит про себя-
______________________
1 Русский архив. 1897. №5. С. 89-90. Предыдущая Следующая
|