Предыдущая Следующая
29
А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее Дома, поэзии своего угла, то
это оказался совсем не тот дом (или не те дома), в которых он проводил дни
детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым
поэт лично был связан юношескими воспоминаниями 1817 г. и годами ссылки, а
не памятью детства. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его
крепостная «мама» Арина Родионовна.
Детство, однако, — слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно
было бы вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому
человек, как правило, обращается всю жизнь как к источнику дорогих
воспоминаний, мира, в котором он узнает, что доброта, сочувствие и понимание —
норма, а зло и одиночество — уродливое от нее уклонение, для Пушкина стал
Лицей. Представление о Лицее как о родном доме, о лицейских учителях как
старших, а о лицеистах как товарищах, братьях окончательно оформилось в
сознании поэта в середине 1820-х гг., когда реальные лицейские воспоминания уже
слились в картину сравнительно далекого прошлого, а гонения, ссылки, клевета,
преследовавшие поэта, заставили его искать опору в идиллических воспоминаниях.
В 1825 г.
он писал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село (II, 425)
Но сложившийся в эти годы в сознании Пушкина идеализированный образ Лицея во
многом отличался от документальной реальности.
Лицей был учебным заведением, повторившим в миниатюре судьбу и характер многих
реформ и начинаний «дней александровых прекрасного начала»: блестящие обещания,
широкие замыслы при полной непродуманности общих задач, целей и плана.
Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много
внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором. Однако план
преподавания был не продуман, состав профессоров — случаен, большинство из них
не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям
хорошей гимназии. А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное
заведение Не было ясно определено и будущее лицеистов. По первоначальному
плану, в Лицее должны были воспитываться также младшие братья Александра I —
Николай и Михаил Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и
многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры
великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей.
Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безграничность и
божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что
искусство управления состоит в «фельдфебельской науке». В 1816 г человек, далекий от
либеральных идей, но честный вояка и патриот, генерал П. П. Коновницын,
которому Предыдущая Следующая
|