Предыдущая Следующая
К
проблеме нового академического издания Пушкина
1.
Издание нового академического Пушкина столь же трудно, сколь и необходимо. Как
бы заранее подразумевается, что новое издание должно быть лучше прежнего
(1937—1949) и заменить его. Задача эта таит в себе исключительно большие
трудности. Даже если оставить в стороне то, что издание 1937—1949 гг. делалось
блистательным коллективом ученых, равного или даже приближающегося к которому
мы в настоящее время не имеем, даже если не учитывать, что всякое новое издание
оказывается научным событием только если ему предшествует новый этап научных
исследований, а годы, прошедшие с конца 1940-х, трудно охарактеризовать как
успех пушкиноведения, и сосредоточить внимание на более частных, практических
аспектах издания, все равно придется признать этот факт.
Опыт предыдущего издания никогда не был тщательно изучен и проанализирован. На
выход последних томов пресса откликнулась лишь несколькими проработочными
статьями. Один из авторов возмущался тем, что на титуле издание обозначено:
«Пушкин. Полное собрание сочинений» и писал, что можно прочесть все XVI томов и
не узнать, как звали Пушкина. Никто не решился ему сказать, что тому, кто не
знает имени Пушкина, не следует брать в руки академического издания. Зато в
дальнейшем на всех изданиях стали тщательно выставлять пушкинские инициалы.
Последний, чисто анекдотический, пример влечет весьма серьезный вопрос: на кого
должно быть рассчитано новое академическое издание и какие требования к нему
следует предъявлять. Казалось бы, само определение его как «академического»
устраняет сомнения, однако на практике это далеко не так. К академическому
(научному в более строгом смысле) изданию порой предъявляется чуждое ему
требование — создать текстологический канон, с которого потом будут
перепечатываться массовые издания. Тем самым разница между текстологической
подготовкой академического и массового издания сводится к полноте привлечения
текстов. Между тем по своим текстологическим задачам эти типы изданий скорее
всего противоположны. Так как в дальнейшем мы коснемся не всего круга вопросов,
а лишь проблемы языка, то отметим, что если по массовым изданиям школьники
могут учиться правильно писать, то по научным ученые должны изучать особенности
языка Пушкина. Задачи вряд ли совместимые.
2. К наиболее трудным вопросам, которые предстоит решать издателям, относится
проблема пушкинских написаний. С одной стороны, здесь возникают нерешенные
теоретические вопросы, которым литературоведы склонны не придавать большого
значения, мнения же лингвистов не единодушны ввиду слабой изученности
стилистической роли орфографии в пушкинскую эпоху. С другой стороны, именно
этот вопрос почему-то особенно волнует Предыдущая Следующая
|