Предыдущая Следующая
320
значение
зашифрованной цитаты из Сен-Жюста, которая выделялась как вывод и для
осведомленного читателя приоткрывала мысль Пушкина: мир наполняется героизмом
революционных борцов и пустеет с их гибелью.
Пушкин и Риваролъ
Все случаи цитации и ссылок Пушкина на Ривароля учтены в исследовательской
литературе1. Между тем одна из любопытнейших цитат до сих пор остается
незамеченной.
План к «Сценам из рыцарских времен» заключается сценой появления Фауста на
хвосте дьявола. Смысл ее
Пушкин пояснил в скобках: «decouverte de
1'imprimerie, autre artillerie»2 (VII, 346). Приведенные
слова представляют собой ссылку на хорошо известное Пушкину и его современникам
изречение: «L'imprimerie est artillerie de la pensee»3. Еще до Пушкина это изречение
привлекло внимание Вяземского, который включил его в свою статью «Нечто о
Ривароле», опубликованную в 1810
г. в «Вестнике Европы». Среди прочих здесь читаем:
«Печатание — артиллерия мыслей»4.
Вяземского, как и Пушкина, привлекала к Риваролю, прежде всего, характерная для
его творчества культура остроумия, заключавшегося в новизне и чрезвычайной
точности выражения. Вяземский любил цитировать Ривароля, часто не указывая
источника. Так, в письме к Жуковскому от 9 января 1823 г. он замечает:
«Кажется, о ком-то говорили, qu'il avait des gestes et des cris dans son style.
Такой автор был бы мой любимейший»5. Это пересказ изречения: «Rousseau a des
cris et des gestes dans son style. II n'ecrit point, il est toujours ^ la
tribune»6. Парадокс Ривароля превратился под пером Пушкина в глубокое
размышление о том, что средневековье пало под совокупными ударами технического
прогресса, изобретения пороха и артиллерии, подорвавшей материальные основы
рыцарского господства (образ брата Бертольда), и свободной мысли просвещения,
поэзии (Франц), разрушившей его духовную власть. Глубоко знаменательно, что
именно в те годы, когда широко распространилась мысль об антагонизме техники и
поэзии (ср. «Последний поэт» Баратынского), Пушкин выступил с утверждением их
союза в антифеодальной борьбе.
1960
______________________
1 См.: Козлин Н. К. Пушкин-прозаик и французские острословы XVIII века (Шамфор,
Ривароль, Рюльер) // Известия ОРЯС. 1928. Кн. 2. С. 536—558.
2 «Изобретение печатного дела, этой новой артиллерии» (франц.).
3 «Печатное дело — это артиллерия мысли» (франц.). Espris de Rivarol. Paris.
1808. Р. 44.
4 Вестник Европы. 1810. Ч. 52. С. 36.
5 Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 382.
6 Oeuvres completes de Rivarol. Paris, 1808. Т. 5. Р. 332. «В стиле Руссо были
и жесты, и восклицания. Он не писал — он всегда был на трибуне» (франц.). Предыдущая Следующая
|