264 Это можно
было бы сопоставить с психологической необходимостью для Пушкина дополнить
стремление к «шекспировскому взгляду» на драму 14 декабря и историзм «Стансов»
декларацией личной приверженности памяти «братьев, друзей, товарищей» в
«Послании в Сибирь» и «Арионе». Как обе эти линии творчества второй половины
1820-х гг., не связываясь воедино, сложно дополняли друг друга в целостности
личной позиции автора, так посвящение «Полтавы» и ее текст образовывали сложное
и противоречивое единство, живущее взаимным напряжением смыслов и эмоций. Пушкин и
«Повесть о капитане Копейкине»
(К
истории замысла и композиции «Мертвых душ») «Повесть
о капитане Копейкине» остается в значительной мере загадочной вставкой в
«Мертвые души». Обычное объяснение трактует ее как вставную новеллу, «которая
имеет к сюжету довольно внешнее отношение», но которая «нужна была Гоголю по
идейным соображениям. Он показывает, что и на самых „верхах" нет
справедливости. Министр, через которого капитан Копейкин, потерявший руку и
ногу в Отечественной войне и лишенный средств существования, просил о „монаршей
милости", ограничивался обещаниями»1, а в дальнейшем прибег к репрессиям.
Авторы, затрагивающие эту проблему, видят в Копейкине «маленького человека»,
жертву самодержавно-бюрократического произвола: «В „Повести о капитане
Копейкине" Гоголь выступил с резкой критикой и обличением бюрократических
верхов» . Как это обличение связано с основной темой поэмы, остается неясным.
Видимо, не случайно, что в ряде проблемных работ, посвященных концепции
«Мертвых душ», «Повесть...» вообще не рассматривается . |
До встречи!