Предыдущая Следующая
263
были
свежи в памяти впечатления от последней встречи, образ М. Н. Волконской
возвысился в его глазах благодаря ее героическому поступку, а сам он только что
написал прочувствованные стихи на могилу ее сына. В этих условиях поэт мог
действительно, работая над текстом посвящения, поверить, что М. Н. Волконская —
его единственная и вечная утаенная любовь. Искренность этого поэтического
переживания не отменяла того, что в жизни чувства Пушкина могли быть иными и по
направленности, и по интенсивности и что сама проекция поэзии на жизнь, с такою
силой подсказанная здесь читателю, была сознательным включением в привычное
романтическое биографическое мифотворчество. Именно усиление до предела
антиромантических тенденций вызывало к жизни частичную реставрацию романтизма
«на параллельных рельсах» (это ощущается и в художественной ткани самой
«Полтавы», и в цикле стихотворений о поэте, и в проблематике, связанной с
образом «беззаконной кометы», и т. д.).
Хотя личность адресата посвящения от читателя осталась скрытой, но
психологически, видимо, не случайно, что, дополняя «Полтаву» посвящением,
Пушкин вызвал перед собой образ, который мог вдохновить на интимные строки и
одновременно связан был с декабристской проблематикой.
Основная линия «Полтавы» не просто полемически противопоставлена романтизму:
Пушкину пришлось вступить в прямой спор с Рылеевым, конечно не называя имени
погибшего поэта. В предисловии к поэме он писал: «Некоторые писатели хотели
сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого» (V, 335). Явно
полемичен и образ Войнаровского, мельком появляющийся в поэме.
Полемика с Рылеевым (а через него — с декабристским подходом к истории) связана
была с определенной этической неловкостью. Однако отказаться от нее Пушкин не
мог, не нанося ущерба сущности своей концепции. Это создавало психологическую
необходимость отделить идеи от людей и подчеркнуть преклонение перед
человеческой стороной подвига. И в этом смысле посвящение давало по отношению к
поэме «другую точку зрения», пусть даже скрытую от читателей, но важную
автору1.
________________________
«потаённой любви», столь интригующей исследователей. Бесполезно безоговорочно
рассматривать художественный текст как материал для вычитывания биографических
подробностей. Это относится и к тексту «поэтического поведения», создаваемого
романтическим поэтом из сложного единства поэтических произведений, писем,
реальных поступков, дневниковых записей, бытового поведения, перенесенного в
жизнь со страниц литературы. Реконструировать на основании этого «текста
поведения» внепоэтическую реальность вполне возможно, хотя и достаточно трудно
из-за органического слияния в эпоху романтизма литературы и быта. Однако для
такой реконструкции следует анализировать все документальные свидетельства как
закодированные сложной системой культурных кодов романтизма и подлежащие
дешифровке. Наивное перенесение отдельных строк или «фактов» вне контекста
определенных семиотически закодированных документов в чуждый для них контекст
биографического исследования здесь противопоказано.
1 Пушкин задумал диалогически столкнуть и заимствованные у Байрона эпиграфы к
посвящению и поэме, однако в окончательном тексте отказался от этого замысла. Предыдущая Следующая
|