Предыдущая Следующая
251
рыве
между ними, по мнению Пушкина, была сфера, в которой мысль народа и мысль
культурной элиты сливаются, — это область нагой и не прикрытой ухищрениями
жеманства простонародной речи. Жеманство чуждо верхам и низам общества — оно
возникает, когда поэзия создается «средним классом». В этом Пушкин видел
причину чопорного жеманства французских классицистов и русских журналистов —
разночинцев и семинаристов — 1830-х гг. В набросках к статье о драме Погодина
«Марфа Посадница» он писал: в эпоху французского классицизма придворный поэт
«чувствовал себя ниже своей публики. Зрители были образованнее его, по крайней
мере так думали и он, и они. Он не предавался вольно и смело своим вымыслам. Он
старался угадывать требования утонченного вкуса людей, чуждых ему по состоянию.
Он боялся унизить <...> спесивых своих зрителей — отселе робкая чопорность,
смешная надутость, вошедшая в пословицу» (XI, 178—179, 422).
Напыщенности и витиеватости речи «семинариста» Надеждина или
булгаринско-гречевской клики противопоставлялась грубоватая простота народной и
светской речи:
В гостиной светской и свободной
Был принят слог простонародный
И не пугал ничьих ушей
Живою странностью своей: (Чему наверно удивится,
Готовя свой разборный лист.
Иной глубокий журналист; Но в свете мало ль что творится, О чем у нас не
помышлял, Быть может, ни один Журнал!) (VI, 627).
Если мы вспомним, какое значение имело в политическом сознании Пушкина
сближение культурных верхов и народных низов (ср. «Дубровский»), то нам станет
ясно, что проблема просторечия как основы авторского стиля и простонародности
как «авторской точки зрения» приобретала характер, далеко выходящий за рамки
чисто литературных поисков.
На этом пути исканий идейно-культурного синтеза народной и собственной мысли
Пушкин снова встретил Шекспира: «...если герои выражаются в трагедиях
[Шекспира] как конюхи, то нам это не странно, ибо мы чувствуем, что и знатные
должны выражать простые понятия, как простые люди» (XI, 179).
Шекспировская и — шире — ренессансная модель культуры давала в распоряжение
Пушкина тип текста, в котором он мог выразить и свои собственные мысли и
мнения, и даже предрассудки народные, слив их в противоречивое и одновременно
гармоническое целое.
Приблизительно в то время, когда петербургская публика читала новую поэму
Пушкина и завязывались первые споры вокруг этого «странного» произведения, в Сибири
объявился старик, именовавший себя Феодором Кузьмичом. «Бывают странные
сближенья...»
1973 Предыдущая Следующая
|