Предыдущая Следующая
________________________
1 В научной литературе отмечалось, что тема милости в творчестве 1830-х гг.
имела для Пушкина неизменно и вполне конкретный, практический поворот,
связываясь с надеждами на изменение судьбы декабристов. Полемические суждения
по поводу высказанных здесь соображений см.: Макогоненко Г. П. Творчество А. С.
Пушкина в 1830-е годы (1833—1836). Л., 1982. С. 104—132.
250
выше нашу
работу о «Капитанской дочке»). «Милость к падшим» — в первую очередь милость к
угнетенным и их поверженным защитникам (то, что здесь Пушкин имел в виду
декабристов, давно уже отмечалось). Но это и милость торжествующего или
восставшего народа по отношению к побежденным. Это — вообще милость к
побежденным. Пушкинская идея милосердия противоречит народной мысли о
возмездии, на которой держатся все эсхатологические легенды о разрушении
старого мира и его обновлении. Здесь Шекспир, озаглавивший комедию словами
«Мера за меру», сливался с народным мифологизмом, а Пушкин с ним расходился.
Мы старались показать, как в поэме Пушкина различные идейно-сюжетные пласты,
совпадая и расходясь, подкрепляя друг друга и споря, образуют идейную ткань
(напомним, что слово «текст» обозначает «ткань»), то есть единство.
Единство поэмы достигается соотнесенностью всех его структурных пластов, тем,
что, взятые в сумме, они образуют идеологический полилог . Однако структурное
единство образуется в поэме и другим путем: все перечисленные выше пласты
объединены включенностью в единое повествование (в этом смысле выделение их
представляет искусственную аналитическую операцию). Повествование это легко
могло бы быть расчленено на стилевые подсистемы. Уже свободное соединение
летописного тона, дающего описание событий в третьем лице и прошедшем времени и
включающего такие характерные летописные элементы, как вымышленные «речи», с
драматизированными сценами, в которых все персонажи говорят в первом лице и
подразумевается, что речи их фиксация в письменном тексте действительно
сказанного (в первом случае прямая речь означает: «он мог бы сказать» или «он
как бы говорил», во втором — «он сказал»), образует соединение разнородных
стилевых систем. Однако все эти (и другие)2 стилевые элементы объединяются
одним общим признаком: простонародностью. Грубоватая простота, соединенная с
площадной шуткой («И ухо стал себе почесывать народ / И говорить: „Эхе! да этот
уж не тот"» и т. д.), характеризует как речь повествователя, так и слова
персонажей. Это имело для Пушкина особый смысл. Как мы видели, в поэме
воспроизведены народная и выработанная на вершинах культуры концепции власти.
При всем социальном и интеллектуальном раз-
_______________________
1 «Анджело» относится к наиболее зрелым произведениям Пушкина, по его
собственной оценке. Пушкин говорил Нащокину: «Наши критики не обратили внимания
на эту пьесу или думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как
ничего лучше я не написал» (Бартенев П И Рассказы о Пушкине М., 1925. С. 47).
Сближение художественной структуры поэмы с полифоническим романом XIX в. (см.
работы М. М. Бахтина) не представляется натяжкой.
2 Объектом специального изучения должна быть своеобразная строфика поэмы с
подчеркнутой неурегулированностью числа стихов в строфе и, однако, с
отчетливыми признаками строфичности в общем построении текста. Следует иметь в
виду, что текст поэмы создавался уже после овладения онегинской строфой и
октавами. С этой точки зрения, «Анджело» «расположен» на перекрестке между
«болтливыми» строфическими поэмами типа «Домика в Коломне» и «Евгением
Онегиным», с одной стороны, и «серьезными», тяготеющими к монологу, поэмами
типа «Полтавы» или «Медного всадника», в которых Пушкин избегал
урегулированного строфического построения текста, с другой Предыдущая Следующая
|