Предыдущая Следующая
Существенным
признаком диалогической речи можно считать смену точек зрения4. В этом смысле
можно говорить о двух принципах построения текста: монологическом, при котором
текст строится как соединение повествовательных единиц с одной общей для всех
фиксированной точкой зрения, и диалогическом, конструктивным принципом которого
будет соединение сегментов с различными точками зрения. При этом, поскольку
сама возможность существования различных точек зрения резче всего обнажается
при «фонвизинском» построении диалога — соединении высказываний, дающих
различные точки зрения при значительной содержательной общности между ними,
диалогическая конструкция текста, как правило, возникает тогда, когда подразумевается
возможность построения хотя бы двух различных высказываний об одном и том же.
Нам уже приходилось обращать внимание на то, что реалистические произведения
Пушкина строятся по системе диалога или полилога на уровне стиля,
лексико-семантических систем, жанровых моделей и интонаций («Ев-
________________________
1 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1951, Т. 4. С. 314.
2 Там же.
3 Фонвизин Д. И. Собр. соч.: В 2 т. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 53.
4 Понятие «точки зрения» определено в работах: Волошине» В. Н. Марксизм и
философия языка. Л., 1929; Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970; Лотман
Ю. М. Художественная структура «Евгения Онегина» // Учен. зап. Тартуского гос.
ун-та. 1966. Вып. 184. (Труды по рус. и слав. филологии. Т. 9).
229
гений
Онегин») или идеологических концепций («Капитанская дочка»)1. Гораздо
интереснее отметить, что и романтические поэмы Пушкина — в этом, видимо, одна
из характерных особенностей пушкинского романтизма — далеки от монологизма. Это
тем более примечательно, что монологическое построение текста — одна из
наиболее ощутимых и поддающихся точному учету сторон романтизма.
Романтические тексты тяготели к лирическому монологу, и спонтанный диалогизм
«южных поэм» Пушкина (речь идет не о наличии или отсутствии диалогов на уровне
речевой структуры, а о реализации определенного конструктивного принципа:
вполне возможны монологи, графически воспроизводящие диалогическую структуру)
ставил их на особое место в общей картине литературы романтизма.
В настоящей работе мы хотели обратить внимание на одну сторону специфики
романтических поэм Пушкина как целого — наличие рядом со стихотворным
определенного прозаического текста (предисловий, примечаний), посвященного той
же теме и дающего другую точку зрения на тот же объект. Обыкновенное читательское
восприятие не учитывает этого прозаического окружения, воспринимая в качестве
«текста» лишь стихотворную часть пушкинских поэм. Однако сам автор, видимо,
рассчитывал на соотношение в читательском сознании этих двух частей
публикуемого им текста.
Все поэмы Пушкина могут быть разделены на две группы: снабженные примечаниями,
то есть построенные как сочетание стихотворного и прозаического текста, и
лишенные примечаний, в которых стихотворный текст равен тексту поэмы.
Показательно, что ко второй группе относятся поэмы с ярко выраженными
новеллистическими сюжетами («Граф Нулин», «Домик в Коломне»), соединяющие
философскую проблематику с новеллистическим сюжетом («Цыганы», которые были
задуманы как поэма с примечаниями, но опубликованы без каких-либо прозаических
добавлений, «Анджело») или не предназначенные для печати («Гавриилиада»). При
этом, с одной стороны, чем полифоничнее («прозаичнее») самый текст стихотворной
части поэмы, тем меньшую роль играют в ней прозаические добавления. А с другой,
именно «южные» — наиболее романтически-одноголосые — поэмы Пушкин стремился
включить в сложное архитектоническое целое, разработав для поэтического текста
настоящую раму из предисловия и примечаний. К тому же дело заключалось не
только в том, чтобы соотнести стихи и прозу, но и о соотнесении своего текста с
чужим. И если в «Евгении Онегине» «чужое слово» в виде многочисленных цитат,
ссылок и реминисценций вошло в самую ткань пушкинского текста, то в поэмах
южного периода оно сопровождало текст как «свидетельство со стороны».
«Бахчисарайский фонтан», в организации издательского текста которого Пушкин
принимал наиболее непосредственное участие и который стал своего рода нормой
русской романтической поэмы 1820-х гг., дал классическую реализацию структурной
триады: предисловие — стихотворный текст — примечания.
________________________
1 См. в наст. изд. статью «Идейная структура „Капитанской дочки"». Предыдущая Следующая
|