Предыдущая Следующая
________________________
1 Работы Ю. Г. Оксмана, посвященные «Капитанской дочке», публиковались между
1934 и 1955 гг. В дальнейшем они вошли в книгу «От „Капитанской дочки" А.
С. Пушкина к „Запискам охотника" И. С. Тургенева» (Саратов, 1959). Здесь
же (С 101—102, 105, 110—111 и 131) обзор литературы вопроса. Литература о
«Капитанской дочке», появившаяся после первой публикации настоящей статьи,
указана в кн. • Гиллельсон М И, Мушина И. Б Повесть А. С. Пушкина «Капитанская
дочка»- Комментарий: Пособие для учителя. Л., 1977. С 186—191 Здесь особенно
следует выделить работы Г. П. Макогоненко, Н Н. Петруниной, Л С Сидякова и И. М
Тойбина.
2 Гуковский Г А Пушкин и проблемы реалистического стиля М , 1957
212
тному
крестьянству, ни неверие в силы народа, ни какие бы то ни было охранительные
мысли. Эта фраза выражает, что Пушкин не верил в окончательную победу
крестьянской революции в тех условиях, в которых он жил» .
Это не единственный из спорных вопросов, возникающих в связи с «Капитанской
дочкой». Решение их следует искать на путях анализа произведения как
идейно-художественного единства.
Путь пушкинской мысли от «Дубровского» к замыслам о Шванвиче, Башарине
(параллельно с работой над «Историей Пугачева») и, наконец, к «Капитанской
дочке» хорошо изучен в работах Ю. Г. Оксмана2 и ряда других исследователей .
Суммировать эти данные можно следующим образом: Пушкин в начале 1830-х гг.,
исходя из чисто политического наполнения понятия свободы, пришел к убеждениям,
весьма характерным для продолжателей декабристской мысли . Свобода, понимаемая
как личная независимость, полнота политических прав, в равной мере нужна и
народу и дворянской интеллигенции, утратившей антинародные феодальные
привилегии, но выковавшей в вековой борьбе с самодержавием свободолюбивую
традицию. Борьба за уважение деспотом прав дворянина — форма борьбы за права
человека. С этих позиций народ и дворянская интеллигенция («старинные дворяне»)
выступают как естественные союзники в борьбе за свободу. Их противник —
самодержавие, опирающееся на чиновников и созданную самодержавным произволом
псевдоаристократию, «новую знать». В области художественной типологии такой
подход подразумевал своеобразную конструкцию образа: определяющим в человеке
считалось не социальное бытие, которое было у Дубровского и Троекурова общим
(Пушкин, конечно, был чужд вульгарно-социологическому противопоставлению
«мелкопоместного» и «крупного» барства), а принадлежность к определенному кругу
идей, культурно-психологическому типу. Только с этих позиций можно было
признать, что дворянский, общий с Онегиным, образ жизни не затрагивает
народного нравственного склада Татьяны, а Дубровский может перейти на сторону
народа, оставаясь дворянином. Он утратил имущество, но не пережил того нравственного
переворота, который потребовался, например, Нехлюдову, чтобы перейти на сторону
народа. Дубровский в крестьянском отряде — это нравственно тот же Дубровский,
каким он был до рокового перелома своей судьбы. Прошедшая жизнь офицера и
помещика не представляется ему грехом и скверной, а новая — нравственным
воскресением. Русский столбовой дворянин, наследник вековой традиции
сопротивления самодержавию, он естес- Предыдущая Следующая
|