Предыдущая Следующая
К проблеме
«Данте и Пушкин»
Тема
«Данте и Пушкин» неоднократно рассматривалась как в общих работах по связям
итальянского поэта с русской литературой, так и в специальных исследованиях2.
Настоящая заметка преследует скрытую цель несколько расширить список дантовских
цитат у Пушкина.
______________________
1 В данном случае, конечно, надо думать, что лицо Пушкина было не
тигрообразным, а яростным, выражение же ярости шифровалось во французской
фразеологии с помощью образа тигра. Мы уже отмечали, что поговорка связывала
ревность с маской тигра. В дореволюционной французской фразеологии (и под ее
влиянием — в русской) тигр выступал как символ беспощадности, не только
выражавшейся в чувствах, но и захватывавшей область идей. Радищев называл
тигром атеиста, убивающего веру в бессмертие души: «О, тигр! ты ее [вечности]
не чаешь!» (Радищев А. Н. Полн. собр. соч. М.; Л., 1941. Т. 2, С. 96). В
революционной публицистике понятие «тигр» сделалось лестной характеристикой
революционной ярости. Тигром называли Дантона. Пушкин именовал Робеспьера
«сентиментальным тигром». Слово это вошло в язык декабристов, причем
характерно, что во французской форме. Так, Матвей Муравьев-Апостол на следствии
показал, что князь Ф. Шаховский «говорил, что он готов посягнуть на жизнь
государя. После того Сергей Муравьев называл его 1е tigre» (Восстание
декабристов: Материалы. М.; Л., 1927. Вып. 3. С. 108). Свидетельство это
вызвало переполох на очных ставках: «Правда ли, что после того Сергей Муравьев
апостол не иначе называл его в разговорах, как 1е tigre?» (Там же. С. 103).
Весь этот колеблющийся ореол значений следует учитывать, когда мы встречаем
свидетельства, подобные словам С. Н. Карамзиной о «тигровой маске» Пушкина.
2 См.: Розанов М. Н. Пушкин и Данте // Пушкин и его современники. Л., 1928.
Вып. 37; Алексеев М. П. Первое знакомство с Данте в России // От классицизма к
романтизму: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1970;
Берков П. Н. Пушкин и итальянская культура // Annali. Sezioneslava. 1970. № 13;
Благой Д. Данте в сознании и творчестве Пушкина // Историко-филологические
исследования: (Сб. статей к 75-летию академика Н. И. Конрада). М., 1967; Он же.
II gran'padre: (Пушкин и Данте) // Благой Д. Душа в заветной лире. М., 1977. Предыдущая Следующая
|