Предыдущая Следующая
149
их
волновал меньше, чем стремление воспрепятствовать их публичному обсуждению.
Запрещая говорить об общественных недугах, жертвовали ради мнимого благополучия
подлинным государственным здоровьем. Цензурный гнет резко усилился. В 1831 г. прекратила свое
существование «Литературная газета» 22 февраля 1832 г. был запрещен журнал
Киреевского «Европеец». Энергичные демарши Жуковского и Вяземского, лично
обращавшихся к царю, остались безрезультатными: их перевесили тайные доносы,
явная неприязнь и царя и Бенкендорфа к не купленному слову и независимой мысли.
Надежды на любые формы сотрудничества с правительством Пушкин оставил. Тем с
большей энергией обратился он к другой сфере, в которой развивающаяся идея
историзма находила непосредственное приложение, — к историческим исследованиям.
В июле 1831 г.
Пушкин получил официальное извещение о том, что ему разрешается для написания
истории Петра Великого пользоваться государственными архивами. Пушкину даже
было положено известное жалование как государственному служащему (правда, «милость»
была только объявлена — реализовать ее забыли, и весьма нуждавшийся в деньгах
поэт должен был напоминать и наталкивался на бюрократические препоны в
получении этих денег). Несколько позже Пушкин уведомил военного министра о
своем намерении работать над биографией Суворова и под этим предлогом получил
доступ к материалам, касающимся восстания Пугачева Тема эта с некоторых пор все
больше его занимала.
Однако чувство подхваченности грандиозным историческим движением формировало не
только политические воззрения или исследовательские интересы Пушкина. Оно
сказывалось на самой сущности личности и поведения поэта, на том, как он
осмыслял себя и свою семейную жизнь.
«Историзм» в собственном жизнестроительстве означал, прежде всего, чувство
причастности к истории, ощущение себя как части единого потока жизни, а не
отдельного, замкнутого в себе существа. Пушкин в 1830-е гг. проникнут мыслью о
том, что бытие отдельного человека — лишь звено в цепи между предками и
потомками — цепи, оба конца которой уходят в бесконечность. При этом в такой же
мере, в какой человек мыслился не как абстрактная единица, а представлял собой
живое существо, меня, во всей моей жизненной конкретности, предки и потомки
мыслились не «вообще» — это были деды и прадеды, чьи портреты, писанные крепостными
живописцами и приезжими из Амстердама и Парижа художниками, висели в зале
запущенного родового деревенского дома, а могилы наполняли родовое кладбище
(крестьянин не имел портретов в своей избе, но, подобно дворянину, знал и чтил
места последнего упокоения отцов, дедов и прадедов); потомки — это сыновья и
внуки, которые заполнят комнаты моего дома, будут шуметь и целоваться под теми
же деревьями парка и, в свою очередь, дадут жизнь новому поколению. Войти в эту
цепь — значит вести подлинно историческое существование. Здесь, в частной
жизни, а не в кабинетах царей или залах парламентов, история делается ощутимой
реальностью.
Первым следствием такого взгляда было чувство непрерывного обновления жизни и
постоянная готовность принимать ее новые формы В разгар холеры, в грустное для
себя и для других время, Пушкин получил от Плетнева Предыдущая Следующая
|