Предыдущая Следующая
136
литератором) горланить против аристократии, ибо они чувствуют, что людям
благовоспитанным и порядочным нельзя знаться с ними, но Вам с какой стати
приставать к их шайке? Брать ли слово аристократия в смысле дворянства, то кто
же из нас не дворянин и почему Пушкин чиновное Греча или Свиньина? Брать ли его
в смысле не дворянства, а благородства, духа вежливости, образованности, то как
же решиться от него отсторониться и употреблять его в виде бранного слова,
вслед за санкюлотами французской революции, ибо они составили сей словарь, или
дали сие значение? Брать ли его в смысле аристократии талантов, то есть
аристократии природной, то смешно же вымещать Богу за то, что он дал Пушкину
голову, а Полевому лоб и Булгарину язык, чтобы полиция могла достать языка» .
Однако Пушкин не совсем был согласен с такой позицией и не сводил дело к
недобросовестному обвинению: именно в это время он (отчасти из полемических
соображений) настойчиво подчеркивает древность своего рода (стихотворение «Моя
родословная», неоконченная поэма «Езерский»). Позиция Пушкина в этом вопросе
нуждается в объяснении.
В годы, последовавшие за декабрьским восстанием, Пушкин настойчиво размышляет
над проблемами истории. Романтической вере в героев, которые своими великими
деяниями определяют ход истории, увлекая за собой пассивную «толпу», он
противопоставляет взгляд на историю как на закономерный процесс, железные
звенья которого с неуклонной необходимостью следуют друг за другом.
Однако взгляды Пушкина на историю эволюционировали, и в них все резче
выявлялась глубокая гуманистическая сущность. В истории Пушкиным стала
подчеркиваться не только объективность лежащих в основе ее процессов, но и
смысл ее как накопления культурных ценностей, ведущего к обогащению и
освобождению человеческой личности. Память о своем прошедшем составляет одно из
богатств народа — его культуру — и достояние каждого человека — основу его
уважения к себе. Легкомысленное забвение культурных усилий предшествующих
поколений, культурный нигилизм делаются одним из основных объектов пушкинского
осуждения. История — память народа. В неоконченном пушкинском «Романе в
письмах» (конец 1829 г.)
герой, явно близкий к авторской точке зрения, писал другу: «Я без прискорбия
никогда не мог видеть уничижения наших исторических родов; никто у нас ими не
дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат. Да какой гордости воспоминаний
ожидать от народа, у которого пишут на памятнике: Гр<ажданину>
Ми<нину> и кн.<язю> Пожарскому. Какой К.<нязь>
П.<ожарский>? Что такое гр<ажданин> Ми<нин>? Был Окольничий
кн<язь> Дм.<итрий Михайлович Пожарский> и мещ<анин>
Козь<ма> Минич Сухор<укой>, выборный чело<век> от всего
Г<осударства>. Но отечество забыло даже
_______________________
1 «Лоб» (или «медный лоб») — на языке тон поры знак бесстыдства.
2 Цит. по: Гиппиус В. В. Пушкин в борьбе с Булгариным в 1830—31 гг. //
Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Т. 6. С. 245—246. П. П. Свиньин
(1787— 1839) — писатель, журналист, автор книги «Достопамятности
Санкт-Петербурга...» (1816—1828). Предыдущая Следующая
|