Предыдущая Следующая
115
Молодая московская литература второй половины 1820-х гг. группировалась вокруг
двух центров. Первый — журнал «Московский телеграф», издававшийся молодым и
энергичным литератором Н. А. Полевым с помощью давнего друга Пушкина П. А.
Вяземского. Полевой — талантливый самоучка из купцов — был решительным
поборником романтизма, которому старался придать радикальную политическую
окраску. Литературная программа Полевого казалась Пушкину дилетантской.
Надеяться, что Полевой откажется от своей, весьма определенной платформы, не
приходилось, а Пушкин хотел связать себя с журналом, на курс которого он мог бы
оказывать определяющее влияние. В этом отношении сближение с «Московским
телеграфом» было бесперспективным.
Другой литературный центр составляла группа молодых литераторов, связанных с
философским кружком «любомудров»: Д. Веневитинов, С. Шевырев, М. Погодин, В.
Одоевский, И. Киреевский и др. Все они — выученики Московского университета,
младшие братья декабристов, погрузившиеся в изучение немецкой эстетики и
пропагандировавшие сочинение немецких романтиков. Свой философский кружок они
распустили в период после декабрьских репрессий. Пушкин надеялся, что
теоретические разногласия не помешают ему направить этих юных литераторов по
желаемому ему руслу. Любомудры представляли собой новый и непривычный для
Пушкина тип молодежи: умеренные в политике, преданные кабинетным занятиям,
привычные к систематическому умозрению, серьезные и молчаливые, они заслужили в
Москве кличку «архивных юношей» (по службе в Архиве министерства иностранных
дел). В идеях любомудров вызревали как будущие мнения кружка Белинского —
Станкевича, так и основы завтрашних концепций славянофилов. Пушкин с интересом
приглядывался к этой молодежи, хотя внутренне оставался ей чужд.
Встреча произошла 12 октября 1826
г. на квартире у Веневитинова. Пушкин читал еще не
опубликованного «Бориса Годунова», песни о Степане Разине, недавно написанное
добавление к «Руслану » Людмиле» — «У лукоморья дуб зеленый...». Вот как
описывает М. Погодин это чтение: «Какое действие произвело на всех нас это чтение,
передать невозможно. До сих пор еще — а этому прошло сорок лет — кровь приходит
в движение при одном воспоминании. <...> ...Надобно представить себе
самую фигуру Пушкина. Ожидаемый нами величавый жрец высокого искусства — это
был среднего роста, почти низенький человечек, с длинными, несколько курчавыми
по концам волосами, без всяких притязаний, с живыми быстрыми глазами,
вертлявый, с порывистыми ужимками, с приятным голосом, в черном сюртуке, в
темном жилете, застегнутом наглухо, в небрежно завязанном галстуке. Вместо
языка Кокошкинского1 мы услышали простую, ясную, внятную и вместе с тем
пиитическую, увлекательную речь. Первые явления мы выслушали тихо и спокойно
или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем ощущения
усиливались. Сцена летописателя с Григорием просто всех
________________________
1 Имеется в виду Ф. Ф. Кокошкин, известный театрал, директор Московских
театров, славившийся в Москве мастерством декламации на классицистический лад.
116
ошеломила. Что было со мною, я и рассказать не могу. Мне показалось, что родной
мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне
послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до
рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве
иноков: „Да ниспошлет Господь покой его душе, страдающей и бурной", — мы
все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы
поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. <...> Кончилось чтение.
Мы смотрели друг на друга долго и потом бросились к Пушкину. Начались объятия,
поднялся шум, раздался смех, полились слезы, поздравления. „Эван, эвое, дайте
чаши!" Явилось шампанское, и Пушкин одушевился, видя такое свое действие
на избранную молодежь»1.
Узнав о планах московской молодежи издавать журнал, Пушкин поделился своими
намерениями, и было решено объединить усилия. 24 декабря состоялся
торжественный обед у Хомякова, которым отметили рождение нового журнала. С
начала 1827 г.
журнал, названный «Московским вестником» (явное соединение названий двух
знаменитых журналов Карамзина, выходивших в Москве: «Московский журнал» и
«Вестник Европы»), начал выходить. Пушкин рассчитывал на ведущую роль этого
издания, а также и на значительные материальные выгоды (редакция должна была
выплачивать ему за участие 10 000 в год2). Пушкин активно поддерживал журнал,
опубликовав в нем сцены из «Бориса Годунова», отрывки из «Евгения Онегина» и
ряд стихотворений («Чернь», «Стансы», «Пророк», «Поэт» и др.). Однако в целом
опыт сотрудничества в «Московском вестнике» оказался неудачным: журнал
ориентировался на читательскую элиту, число читателей быстро падало, отсутствие
боевой критики препятствовало широте литературного звучания. Коммерческий успех
журнала был ниже всех ожиданий. Пушкин рано почувствовал разочарование. Уже 2
марта 1827 г.
он писал Дельвигу: «Ты пеняешь мне за Моск.<овский> вестник — и за
немецкую метафизику. Бог видит, как я ненавижу и презираю ее; да что делать?
собрались ребята теплые, упрямые; поп свое, а чорт свое. Я говорю: Господа,
охота вам из пустого в порожнее переливать — всё это хорошо для немцев,
пресыщенных уже положительными познаниями, но мы...» (XIII, 320).
Неудачный опыт сотрудничества в «Московском вестнике» обнаружил, что между
Пушкиным и молодым поколением литераторов стали возникать трудности и взаимное
непонимание. Одновременно выяснилось, что читательские требования к журналу не
совпадали с представлениями издателей. «Московский телеграф» Полевого имел
несравнимо худшую литературную часть и не мог похвастаться громкими именами
сотрудников. Однако у него был боевой отдел критики, обеспеченный статьями
Вяземского и самого Полевого, и это принесло ему победу над «Московским
вестником». Планы Пушкина оказать организующее воздействие на развитие
современной ему литературы во второй половине 1820-х гг. окончились неудачей.
________________________
1 А С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 2. С. 27—28
2 Фактически Пушкин этой суммы не получил. За первый год ему было выплачено
лишь 1000 руб. В дальнейшем, видимо, еще меньше.
117
Жизнь, которую вел Пушкин в эти годы, была шумной и беспорядочной. Немногие из
встречавшихся с поэтом в это время могли догадаться, что для него это время
глубоких и почти трагических размышлений.
Основным вопросом, требовавшим осмысления, были итоги декабристского движения.
Первой и непосредственной реакцией явилось чувство эмоциональной солидарности с
жертвами правительственного террора. Пушкин не переставал подчеркивать свою
озабоченность судьбой декабристов и не боялся многократно напоминать о них
царю. 26 декабря 1826 г.
на вечере у Зинаиды Александровны Волконской — хозяйки аристократического
салона, который был своеобразным культурным очагом в после декабрьской Москве,
— Пушкин встретился с отправляющейся в Сибирь за мужем Марией Волконской. Позже
она вспоминала: «...во время добровольного изгнания нас, жен сосланных в
Сибирь, он был полон самого искреннего восхищения: он хотел передать мне свое
„Послание к узникам" („Во глубине сибирских руд..." — . Л.) для
вручения им, но я уехала в ту же ночь, и он передал его Александре
Муравьевой»1.
«Арион», десятая глава «Евгения Онегина», ряд неоконченных замыслов («Повесть о
прапорщике Черниговского полка», роман «Русский Пелам» и др.) свидетельствуют о
том, что мысль Пушкина постоянно обращалась к декабристам; известно пять
рисунков Пушкина, изображающих виселицу с пятью казненными декабристами2.
Однако неудача восстания требовала объяснений. Еще в 1823 г. Пушкину открылся
глубокий разлад между декабристами и народом. Убеждение в том, что правительство
намерено встать на путь решительных реформ, которое Пушкин вынес из разговора с
Николаем I, естественно, склоняло мысль поэта к возможности «пути Петра I» —
реализации прогрессивных общественных чаяний путем системы проведенных
правительством преобразований. Параллель между Петром I и Николаем I настойчиво
приходила Пушкину на ум в эти годы.
Однако у вопроса имелся более глубокий, философский аспект. Декабристы были
романтиками в своем подходе к истории. Мировые события определялись, по их мнению,
героическими личностями, призванными руководить пассивной «толпой», случайность
рождения героя ускоряла или совсем изменяла ход исторических событий. В
противовес этому Пушкин пришел к выводу о закономерности хода исторического
развития: история рисовалась ему как поступательный процесс, определяемый
глубоко скрытыми объективными причинами. В борьбе с романтическим
субъективизмом Пушкин был склонен в 1826—1829 гг. даже резко преуменьшать роль
личной активности отдельного человека. В споре с личностью история
представлялась ему всегда заведомо правой. Резкие антиромантические выпады
сочетались в его сочинениях этих лет с прославлением победоносного хода
Истории, которая в его мыслях чаще всего воплощалась в образе Петра Великого.
________________________
1 А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 215.
2 См.: Эфрос А. М. Рисунки поэта. М.; Л., 1933. С. 356—364; Цявловская Т. Г.
Новые автографы Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1963. М.; Л., 1966.
118
Однако признание безусловного приоритета общего над частным, истории над
человеком, составляя глубокое убеждение Пушкина в эти годы, противоречило
гуманному пафосу его творчества и являлось, в известной мере, плодом насилия
над собой.
В истории духовного развития русской мысли выработка принципов историзма стала
безусловным шагом вперед. Но этот шаг покупался ценой глубокого внутреннего
раздвоения. «Исторический» взгляд на окружающую жизнь, которая на каждом шагу
кричала о несправедливости, унижении человеческого достоинства и произволе, мог
бы успокоить человека с ленивой душой и нетребовательной совестью. Пушкин не
был таким: размышления о суровости исторических законов не усыпляли, а
возбуждали у него нравственно-гуманистические требования.
Мысль Пушкина развивается в двух независимых и до определенного времени не
сливающихся руслах: в законченных произведениях резко осуждается эгоизм
отдельной личности, не соизмеряющей своих желаний с законами исторического
целого (седьмая глава «Евгения Онегина», «Полтава»), но в черновиках, набросках
живет мысль о безотносительной ценности человека как такового. В 1826 г. в черновиках шестой
главы «Евгения Онегина» появилось:
Герой, будь прежде человек (VI, 411).
Мысль эта, пройдя через незавершенные тексты, выйдет на поверхность творчества
в Болдинскую осень:
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран... (III, 253)
Двойственность в отношении к миру была глубоко несвойственна Пушкину и
наполняла его внутренним беспокойством, недовольством собой. Складывается
интересный парадокс в соотношении жизни и творчества: в то время как в
«Полтаве» истина приравнивается спокойному историческому взгляду в перспективе
вековой дистанции («Прошло сто лет...»), в то время как мятежный Онегин
осуждается и ему противопоставляется мудрая покорность Татьяны (седьмая глава
романа), а в лирике Пушкин создает образ поэта-олимпийца («Поэт и толпа») — в
жизни он менее всего приближается к идеалу мудрого созерцателя. В письме
Погодину он почтительно ссылается на авторитет «великого Гете», «нашего
Германского Патриарха» (XIV, 21), но трудно найти что-нибудь более отдаленное
от «веймарского олимпийца», чем сам поэт в эти четыре года. Пушкин мечется, ему
не сидится на месте: в 1826 г.,
после разговора с царем и краткого пребывания в Москве, он едет в ноябре в
Михайловское, но в декабре уже возвращается в Москву, откуда в мае 1827 г. едет в Петербург, в
июне — в Михайловское, в октябре — снова в Петербург. В 1828 г. — ряд неудачных
попыток уехать в длительное путешествие: просьбы разрешить ему поездку в
действующую армию на Турецкий фронт, за границу — в Европу, в Азию — встречают
отказы. В октябре 1828 г.
Пушкин уезжает в тверское поместье Вульфов Малинники, откуда в декабре — в
Москву, но в начале января 1829
г. он уже снова в Малинниках, откуда, после краткого
пребывания там, едет в Петербург. а в
119
начале марта он уже вновь в дороге: едет из Петербурга в Москву, где сватается
к Н. Н. Гончаровой, и уезжает на Кавказ (Орел — Кубань — Тифлис — Каре —
Арзрум). 20 сентября 1829 г.
он в Москве. Потом Малинники, Петербург, неудачные просьбы разрешить поездку за
границу или сопровождать посольство в Китай, снова Малинники, Петербург,
просьба разрешить поездку в Полтаву (отказ), Москва, 6 мая 1830 г. — помолвка с Н. Н.
Гончаровой и поездка с нею в имение деда невесты Полотняный завод (Калужская
губ.), Москва, Петербург, Москва... 3 сентября 1830 г. Пушкин женихом
уезжает в отцовское поместье в Нижегородской губернии Болдино.
Не только стремление быть как можно больше в дороге обличает внутреннее
беспокойство (дорога успокаивает, укачивает, отвлекает, в дороге быт и
реальность отступают на задний план, легче думается, легче мечтается; не
случайно Гоголь видел, сидя на месте, «свиные рыла», а в дороге — «птицу
тройку»). Пушкин много и с каким-то ожесточением играет в карты. Между
карточными «запоями» и тяжестью душевного состояния устанавливается прямая
связь. Ограничимся одним примером. 2 ноября 1826 г. Пушкин выехал из
Москвы. Он ехал «со смертью в сердце» (XIII, 301 и 561). Царь заказал ему
«Записку о воспитании». Заказ был трудный и двусмысленный: от него явно ждали
информации, которую можно было бы использовать в целях сыска, прощупывали
возможность привлечь к сотрудничеству1. Пушкин изложил свои мысли осторожно, но
твердо, высказался в защиту Н. Тургенева и в результате получил ответ,
содержащий замаскированную вежливыми фразами угрозу. Писать Записку было тяжело
и неприятно. Перед отъездом из Москвы он получил от Бенкендорфа нагоняй по
совершенно неслыханному поводу: ему было запрещено не только публиковать, но и
читать друзьям непроцензурованные свыше произведения. Сухо отчитав его за
чтение «Бориса Годунова», Бенкендорф напомнил требование представлять через
него все новые произведения государю. Пушкину пришлось уже с дороги писать
Погодину с просьбой задержать все отданные в обычную цензуру произве-
______________________
1 В 1826—1829 гг. правительство (в частности, Бенкендорф) усиленно зондировало
возможность привлечения на службу — явную или тайную — влиятельных деятелей из
числа оппозиционеров. Управляющим III отделением (вторым после Бенкендорфа
лицом в этом учреждении) был назначен А. П. Мордвинов — двоюродный брат
декабриста Муравьева, сам, видимо, не чуждый либеральных идей: по крайней мере
сын его в дальнейшем привлекался по делу Петрашевского, был активным участником
кружков 1860-х гг. и сотрудником Герцена. Да и сам Мордвинов в 1839 г. был уволен за
неблагонадежность. Его преемник на этом посту и бессменный начальник штаба
корпуса жандармов генерал Л. В. Дубельт — Друг М Ф Орлова, близкий южным
декабристам, — по указанию так называемого «Алфавита декабристов» (секретного
документа, составленного лично для Николая I), замечен «принадлежащим к тайным
сходбищам в Киеве» (см : Эйдельман Н. После 14 декабря // Пути в незнаемое. М,
1978. Сб. 14). К сотрудничеству с правительством привлекаются (а порой —
принуждаются) литераторы Перовский, Грибоедов, Вяземский Булгарин и Греч также
были известны в первую половину 1820-х гг., прежде всего, как либералы, люди
ближайшего декабристского окружения. Именно к этому кругу литераторов, наряду с
Пушкиным, обратился Бенкендорф с предложением написать аналогичные записки. Это
была глубокая разведка. Предыдущая Следующая
|