Предыдущая Следующая
96
на себе
сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и
органическими потребностями творчества, и все это окрасилось в особые,
специфические тона, благодаря неожиданной смене впечатлений от окружающей
природы (Пушкин покинул Одессу в самый разгар южного лета, а первое ощущение от
природы Севера, после четырехлетнего перерыва, было связано с осенью). Народный
быт и народная поэзия, атмосфера милых и тихих культурных гнезд провинциального
дворянского мира, столь далеких от чиновной чопорности «милордов Уоронцовых» ,
охватили его по приезде и создали совершенно особый тон его Михайловской
ссылки. В развитии Пушкина-писателя многое было связано с впечатлениями от
каждодневной окружающей жизни, и вместе с тем сам пейзаж, быт, ежедневные
впечатления выглядели по-иному потому, что Пушкин смотрел на них глазами
реалиста. Причины и следствия здесь постоянно менялись местами.
Тот переворот, который произошел в творчестве Пушкина в Михайловском и
выразился в создании произведений с отчетливо реалистической окраской,
подготавливался не только творчеством предшествующего периода, но и сложно
преломленным жизненным опытом. Переживания Пушкина-человека оказывали
исключительно мощное воздействие на его творчество. Однако это воздействие
имело не такой упрощенный характер, как представлял себе один из исследователей
Пушкина М. Гершензон, который искренне думал, что если в стихотворении
описывается зима, то Пушкин и мог его написать только имея перед глазами снег,
а столкнувшись с тем, что под автографом «Бесов» стоит помета «7 сентября.
Болдино», заключил, что в стихотворении пейзаж не реальный, а аллегорический.
Логика здесь такая: увидел снег — написал про снег, почувствовал приближение
любви (вопреки прямому признанию Пушкина: «...я, любя, был глуп и нем. Прошла
любовь, явилась Муза») — написал, что узнает «сии приметы». Достаточно самого
элементарного знакомства с психологией, чтобы понять, что даже процесс
печения пирожков или кройки сапог требует гораздо более сложных психологических
механизмов. О психологии же художественного творчества и
говорить не приходится.
Соотношение личных впечатлений и художественных созданий значительно более
сложно. С одной стороны, сфера собственного жизненного опыта поэта более
подвижна и более «случайна», чем область коллективного опыта эпохи,
определяющего появление таких общих явлений, как «романтизм» или «реализм». Это
делает ее более динамической, подвижной. С другой, такие явления, как романтизм
(или иные художественные направления), принадлежа к фактам эпохи, влияют и на
личное поведение поэта, делаются фактами его биографии. Но тут вступает в
действие противоположный процесс. Важнейшим элементом творчества является
самонаблюдение; создавая вымышленные ситуации и вымышленных героев, поэт
какие-то моменты живет их жизнью. Поэтому, воплощаясь в реальном поведении
поэта, та или иная норма культурного бытия делается для него одновременно
объектом наблюдения и
_______________________
1 Так на английский манер пишет фамилию Воронцова Пушкин. Предыдущая Следующая
|