Предыдущая Следующая
59
поэтическую окраску, и попавший в плен к «дикарям» герой лишь меняет один вид
рабства на другой:
И ужасен ли обмен?
Дома — цепи! в чуже — плен!
(А. С. Грибоедов, «Хищники на Чегеме», 1825)
Однако возможен и другой мотив: на далекой родине беглец оставил тайную,
неразделенную — порой преступную — любовь. Любовь эта лишена надежды. Беглец
вытравил ее из сердца, но сердце его угасло для любви, и он не может ответить
на младенчески свежее чувство «дикой девы». Возникает миф о неразделенной,
тайной любви.
Такова была, в общих чертах, мифология романтической личности. Как мы увидим,
Пушкин был весьма далек от рабского копирования ее схем. Однако он учитывал,
что романтизм представляет собой факт общего культурного сознания эпохи и
читатель смотрит на него, человека и поэта, именно сквозь такую призму.
Вступая с этими — еще новыми — культурными представлениями в своеобразную игру,
Пушкин частично под их влиянием стилизовал собственное поведение, частично же
обаянием и авторитетом своей личности влиял на читательское представление о
человеческом облике поэта.
В середине мая Пушкин проехал через Киев. Здесь он встретился с рядом
петербургских знакомых, в частности с семьей известного генерала, героя 1812 г. Николая Николаевича
Раевского. С Раевским Пушкин познакомился, видимо, через Жуковского, а с его
сыном, Николаем Николаевичем «младшим», дружески сошелся еще в Петербурге. 17
мая он прибыл в Екатеринослав, место своей новой службы.
Службы, собственно говоря, не было. Инзов встретил его ласково и уже 21 мая
послал в Петербург благоприятный отзыв о Пушкине. Вскоре поэт, купаясь в
Днепре, серьезно простудился. Больного, его подобрали проезжающие через
Екатеринослав по пути на Кавказ Раевские. В письме брату от 24 сентября 1820 г. Пушкин так описал
это знаменательное для него путешествие: «Инзов благословил меня на счастливый
путь — я лег в коляску больной; через неделю вылечился. 2 месяца жил я на
Кавказе; воды мне были очень нужны и чрезвычайно помогли, особенно серные
горячие. Впрочем купался в теплых кисло-серных, в железных и в кислых холодных.
Все эти целебные ключи находятся не в дальнем расстоянии друг от друга, в последних
отраслях Кавказских гор. Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал
великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре,
кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил
со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы. Каменной и
Змеиной. <...> Видел я берега Кубани и сторожевые станицы — любовался
нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться; в вечной предосторожности!
Ехал в виду неприязненных полей свободных, горских народов. Вокруг нас ехали 60
казаков, за нами тащилась заряженная пушка, с зажженным фитилем. <...>
...Морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где
находилось Предыдущая Следующая
|