Предыдущая Следующая
51
материалов заседаний заставили решительно отбросить эту версию. Участие в
руководстве «Зеленой лампы» таких людей, как Ф. Глинка, С. Трубецкой и Я.
Толстой, — активных деятелей декабристского движения — достаточный аргумент,
чтобы говорить о серьезном и общественно значимом характере заседаний.
Опубликование прочитанных на заседании сочинений и анализ исторических и
литературных интересов «Зеленой лампы»1 окончательно закрепили представление о
связи этой организации с декабристским движением.
Впечатление от этих данных было столь велико, что в исследовательской
литературе сложилось представление о «Зеленой лампе» как просто легальном
филиале Союза Благоденствия (создание подобных филиалов поощрялось уставом
Союза). Но такое представление упрощает картину. Бесспорно, «Зеленая лампа»
была в поле зрения Союза, который, видимо, стремился распространить на нее свое
влияние. Однако ее направление было не вполне однородно с серьезным,
проникнутым атмосферой нравственной строгости и гражданского служения Союзом
Благоденствия. «Зеленая лампа» соединяла свободолюбие и серьезные интересы с
атмосферой игры, буйного веселья, демонстративного вызова «серьезному» миру.
Бунтарство, вольнодумство пронизывают связанные с «Зеленой лампой»
стихотворения и письма Пушкина. Однако все они имеют самый озорной характер,
решительно чуждый серьезности Союза Благоденствия.
Другу по «Лампе» П. Б. Мансурову, уехавшему по службе в аракчеевский Новгород
(под Новгородом находились военные поселения), Пушкин писал 27 октября 1819 г.: «Зеленая Лампа
нагорела — кажется гаснет — а жаль — масло есть (т. е. шампанское нашего
друга). Пишешь ли ты, мой собрат — напишешь ли мне, мой холосеньской. Поговори
мне о себе — о военных поселеньях. Это всё мне нужно — потому что я люблю тебя
— и ненавижу деспотизм. Прощай, лапочка» и подпись: «Свер<чок> А. Пушкин»
(XIII, 11). Это сочетание «ненавижу деспотизм» с «холосенькой», «лапочка» (и
другие выражения, еще значительно более свободные) характерно для «Зеленой
лампы», но решительно чуждо духу декабристского подполья.
Непонимание особенности пушкинской позиции рождало в конспиративных кругах
представление о том, что он еще «незрел» и не заслуживает доверия. И если люди,
лично знавшие Пушкина и любившие его, смягчали этот приговор утешающими
рассуждениями о том, что будучи вне тайного общества Пушкин способствует своими
стихами делу свободу (Пущин), или ссылкой на необходимость оберегать его талант
от опасностей, связанных с непосредственной революционной борьбой (Рылеев-то
себя не берег!), то до людей декабристской периферии, лично с Пушкиным не
знакомых и питающихся слухами из третьих рук, доходили толки такого рода: «Он
по своему характеру и малодушию, по своей развратной жизни сделает донос тотчас
правительству о существовании Тайного общества»2. Эти слова вопиющей
несправедливости сказал И. И. Горбачевский — декабрист редкой стойкости,
честный и мужественный человек. При этом он сослался на такие святые
______________________
1 См.: Томашевский Б. В. Пушкин. Кн. 1. С. 193—234.
2 Горбачевский И. И. Записки декабриста. М., 1916. С. 300. Предыдущая Следующая
|