Предыдущая Следующая
767
над
итогами декабрьского восстания, в «Старой записной книжке» 20 июля 1826 г. писал: «Карамзин
говорил гораздо прежде происшествий 14-го и не применяя слов своих к России:
„честному человеку не должно подвергать себя виселице!". Это аксиома
прекрасной, ясной души, исполненной веры к Провидению: но как согласите вы с
нею самоотречение мучеников веры или политических мнений? В какой разряд
поставите вы тогда Вильгельма Теля, Шарлоту Корде и других им подобных?»1
Выражение «не применяя слов своих к России» не должно нас смущать — оно явно
рассчитано на нежелательного читателя. Такая оговорка, даже если она и
соответствовала истине, самому Вяземскому, который, естественно, был в курсе
содержания разговора, бесспорно, была не нужна. Между тем после арестов и
обысков периода следствия и суда над декабристами быть уверенным в
неприкосновенности личных бумаг не приходилось. Вяземский не смущался этим там,
где дело шло о выражении своих мнений. Более того, известно, что, зная о
перлюстрации писем, он использовал их как своеобразную трибуну, выражая перед
правительством свое независимое мнение. В 1829 г. он вспоминал: «...я
писал часто [письма] в надежде, что правительство наше, лишенное независимых
органов общественного мнения, узнает, перехватывая мои письма, что есть, однако
же, мнение в России, что посреди глубокого молчания <...> есть голос
бескорыстный, укорительный представитель мнения общего»2. Не стеснялся
Вяземский выражать свое мнение в письмах и заметках и в страшное время суда над
декабристами. Иное дело, когда приходилось пересказывать чужое мнение — тем
более слова только что умершего Карамзина, к которому, как Вяземский был
прекрасно осведомлен, Николай I не был расположен и о помощи семье которого шли
именно в это время усиленные хлопоты. Естественно, что Вяземскому важно было
отвести даже тень подозрения об участии Карамзина в разговорах на столь
щекотливую тему.
Из всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Разговор, который цитирует
Пушкин, происходил, следовательно, в присутствии Вяземского. Это позволяет
уточнить хронологию. Вяземский приехал из Варшавы в Петербург в конце января 1819 г. М. А. Цявловский
предположительно датирует его приезд 25-м числом3. А 9 февраля Карамзин уже
писал Дмитриеву: «Добрый князь Петр уехал в свою Варшаву»4. Во время приезда в
Петербург Вяземский особенно близко сошелся с Пушкиным. «Я уверен, что ты с ним
бывал не редко», — писал В. Л. Пушкин Вяземскому5. Зная родственную и дружескую
привязанность Вяземского к Карамзину, не приходится сомневаться в том, что они
посещали его.
Предположение, что деятельность Радищева стала предметом бесед между Вяземским,
Пушкиным и Карамзиным зимой 1819
г., будет еще более веро-
_______________________
1 Вяземский П. А. Записные книжки (1813—1848). М., 1963. С. 129.
2 Там же. С. 161.
3 Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. 1799—1826 / Сост. М. А.
Цявловский. 2-е изд. Л., 1991. С. 174.
4 Письма Н. М. Карамзина к И. И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 257.
5 Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина. С. 175.
768 Предыдущая Следующая
|