Предыдущая Следующая
765
Также
Радищева-поэта (и в первую очередь, вероятно, «Песни, петые на состязании»)
имел в виду и В. К. Кюхельбекер, когда говорил об усилиях Радищева, Нарежного и
Востокова создать национально-самобытную русскую литературу1. Показательно что
и в сознании Пушкина Радищев впервые появляется именно как поэт — автор «Бовы».
Однако «Собрание оставшихся сочинений покойного Александра Николаевича
Радищева» включало не только поэзию. Оно впервые познакомило читателей с
трудами Радищева-философа. В том же 1809 г. А. Бенитцкий, отрицательно отнесшийся к
поэтическому новаторству Радищева, счел необходимым обратить внимание читателей
на концепцию трактата «О человеке, его смертности и бессмертии», истолковав его
применительно к трагической судьбе автора. В первом же (январском) номере
«Цветника» в разделе «Смесь» можно было прочесть: «Счастие и несчастие имеют
свои выгоды. Первое знакомит нас с физическими, второе с моральными утехами.
Любимец фортуны удобряет тело: злосчастный душу. „Мышлю: следовательно
существую!" — говорил Картезий; „Несчастлив: следовательно
бессмертен!" — говаривал один добродетельный, но злополучный человек»2. В
приведенном отрывке Бенитцкий, по существу, воспроизводит основной аргумент в
пользу идеи бессмертия, приводимый в трактате «О человеке»: «Имея толикие
побуждения к продолжению жития своего, но не находя способа к продолжению
оного, гонимый с лица Земли печалию, грустию, прощением, болезнию, скорбию,
человек взоры свои отвращает от тления, устремляет за пределы дней своих, и
паки надежда возникает в изнемогающем сердце. Он опять прибегает к своему
внутреннему чувствованию и его вопрошает, и луч таинственности проницает его
рассудок»3.
Таким образом, для читающей молодежи десятых годов XIX в., не принадлежавшей к
поколению, зачитывавшемуся «Путешествием из Петербурга в Москву» весной 1790 г., по свежим следам
трагического процесса над его автором, Радищев после издания 1807—1809 гг.
предстал, в первую очередь, как поэт и философ. Видимо, таким и воспринимал его
в лицейские годы Пушкин, сам задумывавшийся над путями русской поэзии.
Не следует забывать, однако, и другого. Издание сочинений Радищева, — вероятно,
это входило в расчет издателей-сыновей, — привлекло вновь внимание к его
наследию, а следовательно, и к ненапечатанному «Путешествию». У нас есть ряд
свидетельств оживления интереса к «Путешествию» в эти годы. Летом 1810 г. Н. Ф. Грамматин,
взяв книгу у известного сатирика М. Милонова, начинает ее переписывать. Судьба
книги беспокоила ее владельца. 9 июля 1810 г. Милонов просил: «Только не забудь и ты
прислать мне Радищева». В приписке брату Грамматина Алексею он настаивал:
«Понукай братца твоего, чтоб он велел списывать поскорее для себя Радищева
______________________
1 См.: Мордовченко Н. И. В. К. Кюхельбекер как литературный критик // Учен.
зап. ЛГУ. Серия филол. наук. Л., 1948. Вып. 13. С. 62. Нарежный, бесспорно,
упоминается как автор «Славянских вечеров».
2 Цветник. 1809. № 1. С. 114. Форма «говаривал» намекает на личное знакомство и
частое общение Радищева и Бенитцкого.
3 Радищев А. Н. Полн. собр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1941. Т. 2. С. 72. Предыдущая Следующая
|