Предыдущая Следующая
38
В Михайловском начинается новый период — Пушкина явно влечет к сверстникам.
Именно в это время лицейские связи обретают для него новую и особую ценность, укрепляется
эпистолярная дружба с Вяземским, который, хотя и несколько старше по возрасту,
но никак не годится в наставники и не претендует на эту роль. В роли
друга-издателя (скитаясь по ссылкам, Пушкин весьма нуждается в услугах по этой
части, поскольку сам лишен возможности вести деловые переговоры) маститого
наставника Гнедича сменяет приятель Плетнев. Среди политических заговорщиков
Пушкина теперь привлекают «молодые»: Рылеев и Бестужев, среди поэтов —
сверстники: Дельвиг, Баратынский, Языков.
В тридцатые годы в кругу друзей Пушкина появляются имена молодых, начинающих
литераторов: Иван Киреевский, Погодин, Гоголь, который становится ближайшим
сотрудником Пушкина, Кольцов и даже Белинский, при всем различии литературных
взглядов, бытовых и культурных привычек, попадают в круг интересующих Пушкина
лиц. Приятели младшего брата (Нащокин, Соболевский) становятся и его
приятелями. Обновление круга друзей станет для Пушкина одной из черт
мужественного признания вечного движения жизни.
Среди дружеских привязанностей Пушкина особое место занимал Жуковский. Глубокий
и тонкий лирик, открывший тайны поэтического звучания, Жуковский отличался и
другой одаренностью: это был бесспорно самый добрый человек в русской
литературе. Доброта, мягкость, отзывчивость тоже требуют таланта, и Жуковский
обладал этим талантом в высшей мере. В годы учения Пушкина в Лицее Жуковский
был уже признанным поэтом, и Пушкин свое стихотворное послание к нему (1816)
начал с обращения: «Благослови, поэт...». В этих словах было сознание дистанции,
отделявшей автора прославленного в 1812 г. патриотического стихотворения «Певец во
стане русских воинов» и вызывавших бурные споры романтических баллад от
вступавшего на поэтический путь новичка. Однако в отношении Жуковского к
начинающему поэту не было ни покровительства, столь нетерпимого Пушкиным, ни
досаждавшей ему нравоучительности. Жуковский нашел верный тон — тон любящего
старшего брата, при котором старшинство не мешает равенству. Это сделало дружбу
Пушкина и Жуковского особенно долговечной. Правда, и здесь бывало не все
гладко: Жуковский порой сбивался на нравоучение, а в последние месяцы жизни
поэта утерял понимание его душевной жизни. Пушкин, в свою очередь, не скрывал
творческих расхождений со своим старшим другом, порой подчеркивая их с эпиграмматической
остротой. И все же среди наиболее длительных дружеских привязанностей Пушкина
имя Жуковского должно быть названо рядом с именами Дельвига и Пущина.
Дружеские связи лицейского периода — с царско-сельскими гусарами, с
литераторами - арзамасцами — молодыми писателями, объединявшимися вокруг знамен
«нового слога» Карамзина и романтизма Жуковского, — с семьей Карамзина — давали
исключительно много для формирования ума и взглядов Пушкина, его общественной и
литературной позиции. Но они влияли и на характер. В гусарском кружке Пушкин
мог чувствовать себя
39
взрослым, у Карамзина — вдохнуть воздух семьи, домашнего уюта — того, чего сам
он никогда не знал у себя дома. В неожиданном и трогательном чувстве
влюбленности, которое Пушкин испытал к Екатерине Андреевне Карамзиной, женщине
на девятнадцать лет старше его (более чем вдвое!), вероятно, значительное место
занимала потребность именно в материнской любви. Нет оснований видеть в этом
чувстве глубокую и утаенную страсть. Ю. Н. Тынянов — автор подробной работы,
посвященной «безымянной любви» Пушкина к Карамзиной, — особое значение придает
тому, что перед смертью Пушкин захотел видеть именно ее1. Однако, чтобы
правильно осмыслить этот факт, следует назвать имена всех тех, кто вспоминался
ему в эти минуты.
Тот, кому приходилось наблюдать людей, умирающих от ран в сознании, знает, с
какой неожиданной силой вспыхивают у них воспоминания далекого и, казалось бы,
прочно забытого детства. Пушкин не вспомнил недавно скончавшейся матери, не
позвал ни отца, ни брата, ни сестры. Он вспомнил Лицей: «Как жаль, что нет
теперь здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».
«Карамзина? Тут ли Карамзина?» — спросил Пушкин2. Он возвращался в мир
лицейской жизни.
Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен — детство прошло. Началась
жизнь.
Расставание с детством и вступление во «взрослую» жизнь воспринималось
Пушкиным, рвущимся из Лицея, торжественно. Оно рисовалось как рукоположение в
рыцарский орден Русской Литературы, клятва паладина, который отныне будет
искать случая сразиться за честь своей Дамы. Для юноши, воспринимавшего
рыцарскую культуру сквозь призму иронических поэм Вольтера, Ариосто и Тассо,
такое «рукоположение» неизбежно выступало в двойном свете: торжественном и даже
патетическом, с одной стороны, и пародийно-буффонном — с другой, причем
насмешка и пафос не отменяли, а оттеняли друг друга. Пушкин в Лицее был дважды
рукоположен в поэты. Первое посвящение произошло 8 января 1815 г. на переводном
экзамене. Встреча Пушкина и Державина не имела в реальности того
условно-символического (и уж, конечно, тем более, театрального) характера,
который невольно ей приписываем мы, глядя назад и зная, что в лицейской зале в
этот день встретились величайший русский поэт XVIII в., которому осталось лишь
полтора года жизни, и самый великий из русских поэтов вообще. Державин
несколько раз до этого уже «передавал» свою лиру молодым поэтам:
Тебе в наследие, Жуковской!
Я ветху лиру отдаю, А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою3
________________________
1 Тынянов Ю Н Безыменная любовь // Тынянов Ю Н. Пушкин и его современники М,
1969 С 217
2 А С Пушкин в воспоминаниях современников Т 2 С 332, 349
3 Державин Г Р Стихотворения Л, 1933 С 386 Предыдущая Следующая
|